Сначала военное ведомство распространило информацию, что из Южной Осетии начался частичный отвод войск, а затем - что "решение о выводе подразделений 58-й армии и ВДВ будет принято по мере стабилизации обстановки в регионе".
- Российские миротворцы из Абхазии и Южной Осетии не уйдут никогда, - заявил замначальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын.
При этом остается открытым вопрос: если исходить из норм международного права, то кого вообще теперь считать миротворцами и какова должна быть их численность? До нападения грузин в Южной Осетии был размещен один российский миротворческий батальон численностью 588 человек. Как сообщил "Труду" помощник главкома Сухопутных войск полковник Игорь Конашенков, в настоящее время в регионе сосредоточены от 13 до 14 тысяч военнослужащих из состава 58-й армии. Формально статуса миротворцев у них нет, но Генштаб называет введенные части и подразделения "приданными" к российскому миротворческому контингенту, а российско-грузинскую войну - "миротворческой операцией".
По словам генерала Анатолия Ноговицына, сроки вывода российских войск из Южной Осетии, скорее всего, будут обсуждаться в ходе переговоров "на основе согласованных шести принципов в многостороннем формате с учетом международного сообщества". То есть неопределенно долго. И России этот процесс торопить невыгодно.
Обошлись без генералов
Вместе с тем в российском руководстве уже начали подводить первые итоги. Президент Дмитрий Медведев издал указ о награждении государственными наградами 23 военнослужащих "за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе". Среди награжденных - пять офицеров, двое из них удостоились звания Героя России, причем майор Денис Ветчинов - посмертно (материал о нем читайте на стр. 8). Остальные - сержанты и рядовые. Генералов нет. Как сообщил "Труду" известный специалист в области наградной системы Алексей Павликов, в первоначальном списке значились два генерала, представленных к полководческим орденам Суворова и Кутузова, но в последний момент их награждение отложили до более детального разбора полетов.
"Воевали как в каменном веке"
Самой неожиданной потерей специалисты считают гибель стратегического бомбардировщика Ту-22. Как заявил бывший главком ВВС Анатолий Корнуков, "экипаж самолета Ту-22, который был сбит над Грузией, отправили на смерть, считая, что грузинские ПВО не окажут никакого сопротивления". Он полагает, что для вытеснения войск противника с занятых высот и нанесения ударов по объектам военной инфраструктуры достаточно было использовать штурмовую и фронтовую авиацию, а не стратегическую.
По мнению военного эксперта, директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, мы воевали как в каменном веке и допустили как минимум четыре грубейших просчета. Первый: в то время как Грузия активно использовала для разведки и наведения оружия беспилотные летательные аппараты, российская группировка вообще не имела ни одного беспилотника. Второй: плохая организация связи между воюющими подразделениями. Чтобы взаимодействовать между собой, командиры использовали обычные мобильные телефоны. Третий: плохая экипировка. Даже по телевизионным картинкам было видно, что у грузинских солдат более современная и удобная полевая форма одежды. Четвертый: война с нашей стороны велась без применения высокоточного оружия (ВТО), использовались в основном планирующие авиабомбы устаревших образцов и неуправляемые реактивные снаряды. ВТО было невозможно применять из-за того, что к нему так и не удалось создать, как говорят специалисты, необходимую "обвязку" - соединение с современными средствами навигации, и прежде всего со спутниковой системой ГЛОНАСС.
Но список ошибок далеко не полон. Из-за того, что в первый же день операции был ранен командующий 58-й армией генерал-лейтенант Анатолий Хрулев, эксперты делают вывод о плохой разведке местности на путях движения колонн с боевой техникой и слабом их прикрытии с воздуха.