За последний год в Югре родились 27 тысяч маленьких граждан. Автономный округ занял по рождаемости третье место в России. Впереди идут только Чечня и Дагестан. Это реальный пример того, как социальная политика сказывается на благополучии жителей.
Например, Ханты-Мансийск становится заметным медицинским центром в России. Здесь стабилизировался так называемый уровень роста общей заболеваемости. Если по России он составляет 8,6%, то здесь всего 1%.
Именно медицинский фактор, как отметил губернатор, а также пропаганда здорового образа жизни и спорта позволили сократить смертность и резко увеличить продолжительность жизни северян. Сейчас она составляет в среднем 68,4 года, что на четыре года больше, чем по стране.
- Конечно, все это потребовало немалых затрат, - сказал Александр Филипенко. - Но мы сумели установить такие отношения с предпринимателями, которые заметно повысили социальную ответственность бизнеса перед гражданами. По сути, крупные нефтяные корпорации взяли на себя львиную долю расходов на "социалку". Кроме того, уже несколько лет подряд 80% средств окружного бюджета у нас направляется на решение именно социальных вопросов. Только на программу "Здоровье" из нашего регионального бюджета выделено 2,4 млрд. рублей, тогда как из федерального бюджета - 806 млн. рублей. Цель крупных вложений - улучшение качества жизни человека. В конце концов, если люди будут жить лучше, то и нефти они добудут больше, и ракет построят столько, сколько требуется...
Вопрос "Труда": касаются ли перемены коренного, но малочисленного народа (в округе живут ханты, манси, коми, которые составляют два процента населения), заставил губернатора сделать маленькое отступление:
- Лет 15 - 20 назад ученые все еще спорили: надо ли приобщать малые народы и народности к цивилизации или пусть себе обитают в тайге, в тундре, живут по своим законам и укладу? Так мы могли дождаться, что исчезнут и сами объекты спора - ханты, манси и так далее. Мы же помогаем молодым людям коренных национальностей получить образование, выучиться, приобрести специальность. Смертность младенцев практически сократилась на 60%. Но проблем тут еще много. Отношение крупных компаний к коренному населению пока не назовешь заинтересованным. Мы пытаемся перенимать опыт, например Аляски, где нефтяные корпорации практически содержат эскимосские анклавы. Но не все получается. Нет законов, которые бы точно регулировали отношения между пользователями недр и людьми, которые на этих самых недрах живут веками.