Говорят, что рост чиновничьих зарплат способствует борьбе с коррупцией. Но это смешно. Ведь ясно, что оклад чиновника влияет лишь на величину потенциальной взятки, но никак не сдерживает аппетитов берущего. Чтобы чиновник не брал взяток, у него должна расти не зарплата, а мотивация. А этой последней сегодня - когда не востребованы ни умные, ни честные, ни талантливые, - взяться решительно неоткуда. Стопроцентно лояльны, надежны и предсказуемы бывают только взяточники. Они же наиболее управляемы, поскольку их есть за что ущучить. И они знают, что наверху это знают.
О чем же в таком случае свидетельствует рост чиновничьих зарплат? К чему он приведет и чем закончится?
Ответ очевиден: нынешняя российская власть существует и работает никак не для народа, который во всех отношениях неэффективен, а для элит, которые только и останутся в результате такой политики. Выживет властная элита, некоторый процент лояльных олигархов и тот средний класс, который эту верхушку обслуживает. В остальном же у нас слишком много людей и земель, и мы решительно не знаем, что с ними делать.
Сельское хозяйство убыточно, ширпотреб производится в Китае, курятина - в Штатах, семга - в Норвегии, машины - в Германии, техника - в Японии, Луна - в Гамбурге. Конкурентоспособны мы в области вооружений (пока) и нефти (тоже пока, но это может продлиться несколько дольше). Для настоящей эффективности нам достаточно людей, обслуживающих эти сферы производства, плюс массажисты и косметологи для тех, кто всем этим торгует. Поэтому богатые будут становиться богаче, а бедные - беднее: никакой социальной политики наша новая стабильность не предусматривает. А поскольку единственный способ в России сделать такую карьеру, чтоб тебя не могли в любое мгновение обобрать и низринуть, - это проникнуть в госструктуру и доказать начальству свою преданность и серость, то все дальновидные и жизнеспособные циники устремятся именно в чиновничий класс.
Россия сегодня похожа на Древний Египет: там тоже все зависело от фараона и его жрецов. Нефти, правда, не было, и приходилось отвлекаться на земледелие. Но чиновник там был царем и богом, и попасть в эту касту было заветной мечтой каждого египтянина. Все, кто не попадал в чиновничество, назывались простыми людьми и по социальному статусу приравнивались к рабам.
Выход, наверное, один - попытать счастья в каком-нибудь соседнем социуме, менее древнем, чем Египет.