Беседу он начал с того, что снова вернулся к теме трехлетней давности, а именно - отравлению диоксином, которое чуть было не свело его в могилу. На вопрос о том, есть ли у него сомнения в российском происхождении покушения, Ющенко не дал прямого ответа, но рассказал о том, что диоксин, состав которого был использован против него, производится лишь в трех лабораториях мира, и намекнул: "Определить его происхождение несложно".
Лидер Украины посетовал: "Две лаборатории предоставили образцы, а российская - нет". Следователи, по его словам, знают, кто это сделал, когда, где и какое вещество применялось. "Три ключевых участника покушения, - заявил Ющенко, - находятся в России, и Украина обращалась в Генпрокуратуру РФ с требованием об их экстрадиции. Я лично говорил об этой проблеме с российским президентом, но, к сожалению, не последовало никакой реакции".
На вопрос, считает ли он, что за покушением стоит какая-то организация, Виктор Ющенко многозначительно ответил: "Это была не частная инициатива".
Другая тема, затронутая в интервью, касалась раскола в стране по вопросу вступления в НАТО. По сути дела, Ющенко ушел от ответа и свел его к рассуждениям о том, с кем Украине строить свою политику безопасности и обороны - в одиночку или же присоединиться к "общеевропейскому" процессу. Судя по всему, президент склоняется к решению, принятому бывшими соцстранами - Польшей и Чехией. Они, вступившие в НАТО, намереваются разместить на своей территории элементы американской ПРО. И все же Виктор Ющенко настроен оптимистично, ибо знает, что "десятки миллионов людей на Украине придерживаются современного понимания Европы".
Корреспондент "Труда" попросил известного политолога и историка Эммануэля Тодда прокомментировать высказывания украинского президента в "Фигаро":
- Проблема, с которой, на мой взгляд, современной Украине стоило бы сейчас определиться, это не взаимоотношения с Европой, которые, как мне кажется, вполне нормальные, а с США. Когда речь заходит о НАТО, то надо иметь в виду, что эта организация - инструмент в руках Вашингтона, а в его политике явно прослеживаются элементы конфронтации с Россией. Хотят ли украинцы хороших, добрых отношений с соседями, то есть с россиянами с одной стороны и с европейцами с другой? Или же они намереваются вписаться в агрессивную логику американцев против России, став их сателлитом? Вот дилемма, которая стоит перед Киевом. Украина должна стать своего рода мостом между западом континента и богатой энергоресурсами Россией, а не оказаться неким инструментом в руках американцев, не на шутку обеспокоенных укреплением стабильности и экономическим ростом России. А здоровье Виктору Андреевичу надо беречь.