В поисково-спасательной операции участвовали 200 человек - спасатели, милиция, местные жители, три вертолета, машина спецсвязи. Обнаруженные следы кострищ, по которым направляли поиск, как выяснилось, оказались ложными: их, скорее всего, оставили браконьеры, а у девочек не было спичек - только карта, компас и пачка печенья. Но компас врал, поскольку в этом районе залегают железные руды, отклоняющие стрелку. Когда к операции подключился военный спецназ, обнаружили первый несомненный след - накомарник одной из них. Через сутки в двух километрах от этого места обнаружили девочек.
- Безусловно, надо отдать должное их выдержке, морально-волевым качествам, знаниям, - поделился руководитель пресс-службы Управления МЧС по Свердловской области Александр Сороколетовских. - Восемь дней в лесу они питались ягодами, ночевали буквально на ветках деревьев (они залезали на кедры и там проводили ночь) и при этом держались дружно. Все это, конечно же, заслуживает самых высоких похвал и тем, кто с ними занимался, кто осуществлял подготовку для таких экстремальных условий.
На землянично-брусничной диете девочки похудели. От грибов они отказались, благоразумно опасаясь отравиться. Воду набирали из ручейков и ключей в термос - из съестного только чай и печенье они взяли с собой, отправившись на отделяющий Азию от Европы горный хребет Хоза-Тумп изучать поведение шмелей. Спасатели отмечают, что юным биологам помогла правильная экипировка: резиновые сапоги, прорезиненные накидки, накомарники. Больше всего им досаждала мошка, но, неделю прожив в тайге, человек обычно перестает ее замечать, да и насекомые на пропитавшийся лесными запахами объект обращают меньше внимания. Погода все эти дни стояла хорошая - не ниже 15 градусов, дождей практически не было.
- Не совсем правильную стратегию они избрали: в такой ситуации лучше сидеть на одном месте и ждать спасателей. Лучше забраться повыше, разжечь костер, через два-три дня спасатели по следам все равно найдут. Хотя переносить бездействие достаточно трудно психологически, - считает инструктор туристического клуба Николай Порошин. - Вообще девчонкам повезло: и с погодой, и зверей они не встретили. Там и медведи, и волки водятся.
Девочек обнаружил пеший спасательный отряд из Карпинска. Они миновали границу континентов и вышли за территорию заповедника. За ними прилетел вертолет, на борту которого за дочерьми прилетели обе мамы. По словам спасателей, девочки "бойкие, чувствуют себя нормально". Это подтвердили и врачи, осмотревшие путешественниц.
- На самом деле мы потерялись нечаянно. Нам казалось, что мы идем на нужную часть хребта, а оказалось, что мы "свалились" совсем в Европу. Думали, что ходим по заповеднику, а, оказывается, ходили в Пермском крае, - поделилась со спасателями Маша Сорокина.
Из перенесенных испытаний она отметила только "комаров, холодно спать на кедрах и немножко мокро". Обеих Маш и их мам вертолет доставил в райцентр Ивдель.
- Мы предоставили им гостиницу, - сообщил Николай Денисов, зам. главы района. - После врачебного осмотра они отдохнули и вертолетом МЧС вылетели в Екатеринбург. Хорошие девчонки, грамотные. Главное - не испугались, не впали в панику.
Путешественницы уже вылетели на юг, а вертолеты все еще собирали по заповеднику группы спасателей. Среди них были и легко травмированные - в тайге травмироваться несложно.
В отношении руководителя экологического десанта прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Халатность": группа не зарегистрировалась у местных спасателей, не взяла проводника, да и об исчезновении девочек специалистам сообщили только через два дня, до этого их пытались отыскать самостоятельно.
Из аэропорта под Екатеринбургом девочек и их мам привезли на праздничный ужин в управление регионального спасательного отряда. И тем же вечером на поезде они отправились в Москву...
Еще 26 мая в областной пожарно-спасательный центр поступили заявления: три женщины просили помочь разыскать родственников, которые на автомобилях "Урал" выехали из поселка Билибино в Магадан, но на место так и не прибыли. Спасатели начали поиск на вертолете Ми-8 по зимникам от Омсукчана до Рассохи, но облет местности ничего не дал. После этого к спасательной операции подключились и соседние регионы. Вскоре выяснилось, что пропавшие не проходили через Рассоху. Круг поиска сузился.
31 июля был организован авиарейс из Сеймчана в сторону реки и поселка Омолон, и на участке возле реки Средняя Айненэ спасатели наконец-то обнаружили истощенных пропавших, которых доставили в больницу Магадана.
Выяснилось, что два "Урала" случайно встретились в тайге. Одна из машин сломалась, и вторая взяла ее на буксир. Но тут неожиданно началось поднятие уровня воды, и зимник, по которому машины ехали, просто растаял. Половодье в тундре из-за ранней весны было столь стремительным, что оба грузовика, проломив остатки льда, ушли на дно болота. Находившиеся в кабинах водители и пассажир Гринько, Аксенов и Горов едва успели выскочить. Основная часть вещей оказалась под водой.
Продолжать движение пешком по разлившейся тундре смертельно опасно. Да и не понять, куда идти по беспредельной равнине, залитой водой. Неподалеку оказалась невысокая сопка, куда и перебрались. Построили шалаш и стали ждать помощи. Потом выяснилось, что до ближайшего населенного пункта было не так далеко - около 50 километров. Однако вокруг непроходимое болото, и невозможно было выбраться.
Они упорно боролись за жизнь. Сначала питались рыбой, выловленной в ближайшей речушке. Крючки сделали из стального троса. В день вылавливали по 3 - 4 рыбешки. Но речка вскоре обмелела, рыба ушла. 6 июня полностью кончились продукты. Стали собирать на сопке шишки и варить из них что-то съедобное. Вместо чая заваривали брусничный лист. Собирали ягоды, ловили бурундуков. Колымская лесотундра не слишком щедра, и найти в ней пропитание довольно трудно. Все трое были истощены до предела. Но выжили, дождались 31 июля, когда над ними закружил вертолет со спасателями.
Сейчас один из робинзонов находится в больнице Магадана. Остальные восстанавливают силы дома.