Он сгребает ненужную документацию, прибывающую сюда со всей конторы, и отправляет ее в шредер, аппарат по уничтожению бумаги. Бумага распыляется в порошок, который оседает под ногами. И так с 9 утра и до 5 вечера. Иногда он задерживается на работе.
Распылитель бумаги - новая должность в штате российских офисов, помимо огромного числа секретарей, администраторов и менеджеров всех мастей. На Западе класс офисных служащих сформировался в 60-е прошлого века под общим названием "белые воротнички". Наши клерки за последние 15 лет сами для себя придумали более образный термин. "Офисный планктон" - масса мелких служащих, плавающих на волнах бизнеса в огромном количестве контор. Эту живую массу населяют различные виды организмов - от высших до простейших.
Самые мелкие бактерии "планктона" - курьеры, охранники и уборщики. Но в условиях офиса этот обслуживающий персонал сильно видоизменился. В уважающих себя конторах курьеры уже не стаптывают кеды, а разъезжают на личных скутерах. А обычную техничку тут вообще не узнать.
- К нам обратился работодатель с просьбой подыскать "клининг-менеджера", и мы сперва даже не поняли, что имелось в виду, - рассказывает специалист по клиентским отношениям кадрового центра "Юнити" Инна Хлынина. - Выяснилось, что так они называют простую уборщицу: "клининг" по-английски "уборка".
Охранник нередко зовется менеджером по безопасности. И выглядеть этот страж у ворот офиса должен соответственно.
- Недавно наша фирма решила для солидности увеличить штат охраны, - рассказывает Кристина Мурзинова, сотрудница крупной фармацевтической компании. - Помимо охранников у входа, они посадили еще по паре на каждый этаж. Но, видно, формы на всех не хватило. Поэтому на одном секьюрити костюм сидит мешком, а на другом просто трещит по швам.
Но переодетым охранником и зашифрованной уборщицей никого не удивишь. А вот тот же распылитель бумаги - должность новая, хоть и вполне логичная. Ведь бумага - главное сырье офисной службы. И хороший стройматериал для карьерной лестницы.
- Пока работа у меня не слишком завидная, - говорит шредер Алексей. - Зато компания дала мне возможность получить второе высшее, и по окончании учебы меня переведут на более интересную и высокооплачиваемую должность.
Для шредера Алексей и сейчас неплохо получает - около 1000 долларов в месяц. А после повышения его оклад увеличится в 2,5 раза.
Но на вершине низшего звена офисной эволюции стоят обычные секретарши. Все чаще это не просто смазливые девушки, опьяняющие босса кофе и прочими прелестями. Их еще называют "кофеварками". Они главные организаторы работы офиса, контролирующие поток звонков и круговорот документов.
- Офис-менеджеры, секретари - эти должности всегда самые востребованные, - говорит Инна Хлынина. - Сейчас уже трудно найти секретаря за 500 долларов. Их требования по зарплате начинаются от 600 - 700 у.е. и выше, в зависимости от задач. Иногда офис-менеджер выполняет функции заместителя начальника.
Среднее звено - костяк "планктона", самая многочисленная и разнообразная группа офисных служащих. Заработки у этих служащих варьируются от 1000 до 4000 долларов. Одними из самых востребованных на этом уровне остаются простые бухгалтеры.
- Сотрудники финансовых отделов требуются постоянно, - говорит Инна Хлынина. - Поскольку все больше компаний переходят сейчас на "белую" кассу.
С "белой" кассой и нервов меньше. Как правило, на такую работу идут спокойные люди с соответствующим образованием. Более интересная разновидность офисных "середнячков" работает с техникой. Программисты, специалисты по IT - обычно самая неформальная публика в офисе. Дресс-код презирают, часто носят очки и длинные волосы, во внешности и поведении непременно имеют какую-нибудь странность. От остальной офисной массы держатся особняком, нередко считая, что вся ее работа зависит от них.
- Каким бы ты ни был большим боссом, но если не понимаешь в компьютерах, ты для них тупой пользователь, - говорит Кристина Мурзинова. - А простому сотруднику к ним вообще не подойти. Последний раз вместо помощи мне предложили пошаманить с бубном возле компьютера, чтобы тот заработал.
Другие служащие среднего звена тоже имеют свою специфику в зависимости от специализации. Менеджеры по продажам - самые активные сотрудники офисов. Напористы, самостоятельны, амбициозны и всегда нарасхват.
- От них зависит уровень доходов компании, а хороший дилер может принести огромную прибыль, - считает Инна Хлынина.
Менеджеры по рекламе и PR, дизайнеры - самая творческая категория офисных служащих. Менеджеры по персоналу и HR-менеджеры в прошлом звались кадровиками. Умеют подбирать сотрудников, иногда переманивая их из конкурирующих фирм. Часто имеют образование психологов. Менеджеры по работе с клиентами - лучшие переговорщики, сейчас особенно востребованы в банках. Умеют уговорить любого на кредит под огромные проценты. Помимо этих уже привычных позиций, появляются среди менеджеров и новые должности.
- Недавно в больших компаниях появились менеджеры по связям с госструктурами, - говорит Инна Хлынина. - Их дело - переговоры и согласование документации во властных структурах. Минимальная зарплата от 2000 долларов.
Примерно столько же будет получать сотрудник на новой должности фьючер-менеджера. Дословно - менеджер будущего, прогнозирует дальнейшую работу и развитие компании.
Но и это еще не все. В "планктоне" заводятся микроорганизмы, которые работают непосредственно на своих собратьев. У офисных сотрудников появляются учителя, психологи и массовики-затейники.
- Многие крупные компании включают в штат бизнес-тренеров, чтобы те постоянно повышали квалификацию их специалистов, - говорит Инна Хлынина.
Хороший бизнес-тренер организует с сотрудниками семинары, тестирования и ролевые игры за сумму от 2000 долларов. За те же деньги бизнес-тренером может стать каждый. Самый простой вариант - пройти срочные курсы и закупиться учебной литературой.
Функции корпоративных психологов, по сути, выполняют менеджеры по персоналу. Но иногда эта роль выделяется в отдельную должность.
- На моей бывшей фирме завели такого психотерапевта, - говорит Игорь, сотрудник рекламного агентства. - Он нам разные тесты проводил. Но в основном к нему начальство ходило на консультации.
Для психологических разгрузок и сплочения коллектива также нужны корпоративные event-менеджеры.
- Они появляются в крупных фирмах, где нужно постоянно проводить и серьезно готовить различные мероприятия, - говорит Инна Хлынина. - Внутри коллектива и с деловыми партнерами.
На такой позиции работает моя бывшая однокурсница Ксения. Учитель литературы по образованию, она теперь пишет сценарии для офисных праздников и вечеринок. А вершиной ее творчества стал корпоративный гимн, заслуживший денежной премии.
Жизнь и работа офисных служащих могут быть какими угодно причудливыми и разнообразными. Главное, не забыть, кто наблюдает за всем этим "планктоном" с высоты кожаного кресла - босс, руководитель, топ-менеджер. Зарплата - высокая, характер - как повезет. Но в любом случае начальники не обсуждаются.