- Как так случилось, что поединок, призванный объединить шахматистов, закончился "туалетным скандалом"?
- Дело в том, что по контракту были предусмотрены те самые злосчастные туалеты и комнаты отдыха. То есть в ФИДЕ обязались предоставить для двух шахматистов по комнате отдыха с туалетом, телевизионной аппаратурой, видео наблюдением. Но в туалете, что вполне естественно, видеокамеру не поставили. После жалобы "топаловцев" (их подопечный к тому времени проигрывал 1:3) апелляционный комитет принял решение оставить для игроков один туалет. Это, в свою очередь, не понравилось Крамнику. Он просидел в комнате отдыха и не вышел на игру. Апелляционный комитет засчитал ему техническое поражение.
На мой взгляд, здесь, скорее, была игра не двух великих шахматистов, а перетягивание каната их менеджерами. Решение, которое мы приняли - продолжить игру со счетом 3:2, удовлетворило и Топалова, и Крамника.
- Представители Топалова до сих пор утверждают, что в туалете Крамника был установлен компьютер, по которому тот получал подсказки от своих тренеров...
- В присутствии команды Топалова я вызвал своего министра строительства. Десять рабочих на глазах специально созданной комиссии ломали плитку, потолок и пол. Все вскрыли, но ничего подозрительного не обнаружили. Протокол подписали о том, что нигде, в том числе в унитазе, ничего запрещенного нет. Тогда еще шутка пошла среди журналистов: разъяренный Топалов со своим менеджером врываются в туалет Крамника, и обнаруживают там... Гарри Каспарова.
- Выиграл россиянин, но эпопея на этом не закончилась?
- Действительно, сейчас менеджер Топалова, Сильвио Данаилов, собирается обратиться в арбитражный суд Лозанны. Мотивировка - "за отказ ФИДЕ провести матч-реванш за звание чемпиона мира между его подопечным и Крамником".
- Давайте перейдем к несколько иной теме. В чем, на ваш взгляд, ахиллесова пята современных шахмат?
- В отсутствие их коммерциализации. Шахматы нужно привести на телевидение, сделать из них продукт, который бы продавался и покупался. Это ведь популярный вид спорта, который долго был неконкурентоспособным. Конечно, древняя игра не может соперничать по зрелищности с футболом или теннисом, но поклонников-то у шахмат миллионы. А крупных спонсоров у ФИДЕ пока нет. В связи с этим принято решение о создании коммерческой структуры - корпорации "Global chess" ("Глобальные шахматы") с регистрацией в Амстердаме. Ее уставный фонд - 4,5 миллиона евро. Планируем довести его до 100 миллионов. Эту компанию учредил я и предложил участвовать в ней голландскому бизнесмену Беселу Коку - моему оппоненту на последних выборах в президенты ФИДЕ. Он согласился быть председателем совета директоров, куда войдут топ-менеджеры некоторых международных корпораций. А в правление - известные политики, артисты и, конечно, шахматисты, включая Анатолия Карпова, Гарри Каспарова, Владимира Крамника.
- Потянете?
- Между прочим, раньше в той же Калмыкии не слышали о больших шахматах и турнирах. А мы воплотили мечту Остапа Бендера в жизнь - построили среди степей свои Нью-Васюки - шахматную столицу, где провели Всемирную Олимпиаду.
- Правда ли, что своим успехом вы обязаны известной прорицательнице Ванге? Дескать, это она открыла вам некие истины...
- Успехом - вряд ли, уверенностью - возможно. Многие политики обращались к бабе Ванге - кто за советом, кто за поддержкой. За год до моего президентства Ванга мне сказала, что я стану руководить Республикой Калмыкия, а в апреле 1995-го огорошила: вижу, говорит, двух Кирсанов - двух президентов: "Два тебя стало, на двух креслах сидишь". Через полгода, в ноябре 1995-го, меня избрали президентом ФИДЕ.
- У вас было много встреч с великими, например, Папой Римским. Чем запомнилось свидание с покойным понтификом?
- С Иоанном Павлом Вторым я встречался в 1993 году. А в 1995-м получил телеграмму с его поздравлением - меня тогда избрали президентом ФИДЕ. Я очень удивился. 24 ноября меня избрали, а 25-го утром телеграмма уже лежала в Лозанне, и это было полной неожиданностью. Когда приехал к Папе Римскому, подарил ему шахматы. "Один вопрос можно задать? - говорю ему. - У вас много стран, много событий, а тут спорт, и первая телеграмма от вас пришла...". Он тут же берет шахматы, расставляет и задает мне задачу, которую я, к своему стыду, не смог решить. Оказалось, Иоанн Павел Второй - мастер спорта по шахматам и составлению шахматных задач и этюдов. И, когда он работал в Кракове, тамошняя газета "Краковская правда" раз в неделю публиковала его шахматные задачи и этюды.
- Это вам принадлежит афоризм: "Самая большая хитрость - это честность"?
- Да, мои слова. А я всегда говорю только правду.