В мире изобретаются все новые средства тушения. Американцы, к примеру, научились бороться с пожарами с помощью "сухой воды" - особого вещества, которое не портит электронику, мебель, домашнюю утварь.
- У нас есть аналог, полученный с помощью определенных химических реакций. Мы это изобретение называем "перегретая вода" - струя пара, в который опускаешь руку и не обжигаешься. Одного литра достаточно, чтобы потушить небольшой пожар в квартире. С помощью "перегретой воды" можно бороться с огнем на предприятиях, нефтескважинах, аэропортах, даже в лесах. "Искусственный туман" могли бы гнать вентиляторы большого диаметра. Такой туман, в отличие от естественного, долго не рассеивается и распыляется на десятки километров леса.
- Чем же плоха авиатехника, традиционно использующаяся при тушении лесов?
- Все воздушные технологии тушения уязвимы и опасны. При сильном огне появляется так называемая конвективная колонка, когда горячий воздух с большой скоростью поднимается вверх, а холодный вниз - что-то вроде торнадо. "Колонка" образуется как раз над местом горения, что очень осложняет работу пожарных. Помните, несколько лет назад возле Читы погибли журналисты, которые снимали репортаж о лесном пожаре? Их вертолет как раз попал в такую конвективную колонку.
- Пожар на московской подстанции Чагино привел к катастрофическим последствиям. Почему не удалось быстро потушить трансформатор? Или "перегретая вода" для этого не годится?
- Потому что энергетики вначале пытались сами бороться с огнем и не пустили пожарных. В конце концов они с этим справились, но через час отказала аппаратура. Тушить такие пожары надо очень быстро и с помощью разных средств - специального порошка, углекислого газа, "перегретой воды".
- В Москве идет строительство высоток. Не станут ли во время пожара жители верхних этажей своеобразными заложниками? Какие меры защиты предусмотрены для обитателей небоскребов?
- Буду откровенным: высоток боятся все пожарные. Хотя материалы, из которых строят небоскребы, очень огнестойкие, конструкции разделены на отдельные секции. Все здания оснащены автоматикой обнаружения и тушения пожара. Но вот обеспечить своевременную эвакуацию людей - задача сложная. В НПО имени Лавочкина недавно создана ранцевая установка. В нее входит небольшой механизм, наподобие волана для игры в бадминтон, который при падении человека раскрывается, словно парашют. Такие установки уже выдаются обитателям многоэтажек. Кроме того, есть выкидные устройства в виде штанги. Один конец штанги во время пожара выбрасывается в окно, и человек, прикрепленный к нему, на тросе опускается на землю. Правда, пользоваться этими механизмами трудно по психологическим причинам. Представляете, на 40-м этаже шагнуть в пространство - даже будучи пристегнутым? Другой способ эвакуации - вертолетные площадки и специальные лифты с автономным питанием. В Москве, например, строится 60 высоток, везде предусмотрены площадки для посадки авиатехники.
- Интересно, как защищены от огня пассажиры в метро? Во всех вагонах, конечно, стоят огнетушители, но сомневаюсь, что в случае опасности я бы сумела поднять баллон и нажать на нужный рычаг.
- Вес огнетушителя около 8 килограммов, так что подняли бы. И пользоваться им просто. Самое страшное - возгорание не в вагоне, а под ним - в электрооборудовании, в ходовой части вагона. Но там стоят приборы - кстати, изобретенные в нашей академии, - которые не только моментально обнаруживают огонь, но и сразу тушат его.
- Недавно в Пскове на складе пожарной части был обнаружен сейф, сделанный в Париже в начале прошлого века. В его стенках находилось невоспламеняющееся вещество. Для чего? Разве сейфы горят?
- Сейфы не горят, они накаляются, и бумага от высокой температуры истлевает, плавится. Внешне выглядит как обычно, но тронешь ее - превращается в пыль. Во всех организациях, где есть ценные бумаги, стоят специальные системы, позволяющие тушить пожары без воды, с помощью инертных газов. Газ заполняет пространство, огонь без поддержки кислорода затухает. А в сейфе, о котором вы говорите, насыпан обычный песок. Он снижает температуру горения.
- По статистике в России ежегодно погибает до 30 пожарных. Эта профессия всегда считалась одной из опасных. Как снизить риск?
- Созданы новые виды ткани - прочные, легкие, "держащие" температуру. Человек может вытерпеть не больше 70 - 80 градусов, а они позволяют находиться в пламени при 100 градусах. Есть обувь с невминаемыми носками. Упала, допустим, пожарному балка на ногу, нога осталась целой. И шлем теперь напоминает персональный компьютер - оснащен датчиками и газоанализатором, которые при высокой температуре, критическом понижении кислорода в воздухе подают сигнал: "Пора уходить!" Придуманы устройства, которые на основе фотоэффекта анализируют состав крови, ведь человек, отравившийся продуктами горения, моментально теряет сознание, а тут загодя идет команда: "Назад!"
К сожалению, эти новинки есть пока далеко не во всех пожарных частях, но в недалеком будущем они станут для пожарного обычным атрибутом. Кстати, в США ежегодно гибнет больше ста пожарных, хотя в отличие от наших в огонь они никогда не лезут.
- И последнее. Противопожарные службы перешли в подчинение регионов. Хватит ли у местных властей денег на то, чтобы закупить современную технику, спецодежду, установки для "перегретой воды"?
- К сожалению, регионы сегодня даже не знают толком, сколько им нужно пожарных, спецтехники, автомобилей и денег на борьбу с огнем. У нас разработана математическая модель, которая позволяет все это рассчитать. Первой это сделала Москва. Выяснилось, столице надо к 2020 году иметь 135 пожарных частей, 8000 сотрудников. Причем части должны быть маленькими, на 1 - 2 машины.
А что касается денег... В науке существует понятие "пирамиды потребностей". В России сегодня люди больше боятся умереть от голода, аварий на дорогах, некачественной водки, чем от пожаров. Хотя социологи считают, что после пожаров в Манеже, на подстанции Чагино приоритеты могут измениться.