- Интересовалась ли российская сторона внутриполитической ситуацией в республике?
- Да. Кыргызстану в этом году предстоит серьезное испытание на демократическую зрелость. 27 февраля - парламентские выборы, в октябре - президентские. Выборы в законодательное собрание - важный шаг по изменению политической модели: речь идет о переходе от президентской формы правления к президентско-парламентской. Новый парламент будет наделен значительно большими полномочиями и будет играть более весомую роль в принятии решений. Естественно, любые выборы - это борьба. Оппозиция, как и везде, стремится прийти к власти. Все это нормальные и естественные процессы.
- Глядя из Москвы, ситуация выглядит несколько иначе. Согласны ли вы с тем, что в Киргизии назревает предреволюционная ситуация?
- Конечно же, некоторым хотелось бы наши предвыборные баталии представить именно в этом ключе. Мы не закрываем глаза на то, что есть силы, которые видят изменение существующего политического строя не эволюционным, а революционным путем. Пример "бархатных революций" нашел последователей и у нас в республике. Однако я хотел бы вполне уверенно заявить: предпосылок для революции в Кыргызстане нет.
- Почему же в Киргизии, которую давно называют "островком демократии" в Центральной Азии, появились "бархатные" настроения?
- Это виртуальная напряженность. На самом деле ситуация в целом спокойная.
- В таком случае кто же оппонирует президенту?
- Если прямо говорить, то мои коллеги, дипломаты. Не удивляйтесь! Так уж получилось - и в этом специфика нашей оппозиции - в первых рядах идут дипломаты: бывшие министры иностранных дел и бывшие послы. По существующему закону о выборах они не могут баллотироваться в высший законодательный орган, поскольку существует пятилетний ценз оседлости. По закону участвовать в выборах имеет право только гражданин, который пять последних лет проживал на территории страны. Поправка в закон была внесена еще в 1999 году - по представлению вовсе не власти, а одного из лидеров оппозиции. Все попытки убрать это положение потерпели в парламенте неудачу. Сегодня мы имеем то, что имеем.
- Это справедливо?
- Нет, но еще большей несправедливостью я считаю то, что тысячи и тысячи наших граждан, находящихся за пределами Кыргызстана, не будут участвовать в выборах. Возьмем тех же трудовых мигрантов. Их, по разным оценкам, только в России насчитывается от 300 до 350 тысяч. Но по постановлению Законодательного собрания проведение выборов за рубежом не предусмотрено.
- Господин министр, трудно поверить, что только названные вами причины заставляют оппозицию выходить на улицы...
- Пикеты у парламента в защиту экс-дипломатов не превышали 100-150 человек. Говорить о массовом движении с выдвижением каких-то широких политических лозунгов нет оснований. Повторяю, во главе нынешнего оппозиционного движения оказались так называемые "бывшие" - люди, которые долгое время находились во властных структурах. Они были весьма близки к президенту, являлись проводниками и исполнителями его решений. Я не назвал бы этих людей структурной оппозицией. Это, наверное, все-таки личностная оппозиция. Они считают себя обиженными властью. Насколько обоснованны их обиды - другой вопрос. Никто из них не предлагает альтернативные пути решения задач, стоящих перед страной.
- Есть ли у оппозиции социальная база ?
- Не такая широкая, как представляется. Учитывая общественно-политическую специфику нашей страны, этих людей поддерживают в тех местах, откуда они родом.
- Вы хотите сказать, что примешиваются земляческие и клановые интересы?
- Да.
-Вовлечена в эти процессы молодежь?
- Вряд ли нашей оппозиции стоит рассчитывать на нее как на протестный потенциал. Здравомыслящая часть нашего общества всегда была ориентирована на демократические ценности и отвергала большевистские формы борьбы за власть.
-Получают ли митингующие поддержку извне?
- Допускаю это.
- Испытывает ли правительство Киргизии какое-то давление со сто-роны?
- Наше правительство решительно против экспорта какой-либо революции. Мы не нуждаемся и в импорте революции, импорте демократии. Мы считаем, что демократия может развиваться только на основе собственных традиций и исторического опыта. К чему приводит навязывание политической системы извне, мы знаем. Взять хотя бы самый последний пример - попытка экспорта демократии в одну из ближневосточных стран. Она ведет к прямо противоположному результату.