Почтовые вагоны в "скорых" поездах отсутствовали много лет подряд. Такое транспортное "удовольствие" было почтовикам не по карману. Обходились обычными, почтово-багажными вагонами. Скорость их движения и, соответственно, доставки была, прямо сказать, не ахти.
Доставка почты "скорыми" поездами, понятно, со временем не стала менее затратной. Однако теперь прорабатываются оптимальные транспортные схемы, и снижение расходов дополняется еще и значительным повышением скорости почтовых отправлений.
Судите сами. Только на одиннадцатый (!) день добирался "почтово-багажный" до Тихоокеанского побережья из Москвы. Теперь, когда почтовый вагон включили в состав "скорого", считающегося наиболее быстрым наземным транспортом на направлении Москва-Владивосток, вся дорога займет неделю. Адресаты в областных центрах вдоль Транссибирской магистрали по ходу следования "скорого" получат корреспонденцию из белокаменной на двое, а владивостокцы - на четверо суток быстрее.
Вообще у почтовиков обширные планы увеличения скорости доставки корреспонденции. Таково одно из основных направлений проходящей сейчас реформы почты. Подводя итоги работы отрасли в 2002 году, первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Александр Киселев отметил улучшение показателей доставки корреспонденции, - подчеркнув, что "останавливаться на достигнутом" почтовики не намерены.
Чтобы "письмецо в конверте" передвигалось по стране с приемлемой скоростью, технологичной для почты и устраивающей потребителей, необходимо совершенствовать и систему магистральных перевозок.
Прежнюю схему "путешествия почты" профессионалы считают слишком дорогой и малоэффективной из-за скорости обработки и доставки. Не на пользу делу и дополнительные расходы на содержание транспортного парка и организацию магистральных перевозок, федеральных управлений почтовой связи.
Извечный русский вопрос "что делать" почтовики намереваются решать по-деловому.
- Практически все почтовые вагоны будут переводиться из почтово-багажных поездов в "скорые", - говорит первый заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Денис Чуйко. - Уже курсирует такой вагон в составе "скорого" Москва-Челябинск, буквально на днях начнется движение "почтовых" на Красноярск, Уфу и Махачкалу. Это даст экономию в несколько суток.
По словам Дениса Чуйко, в дальнейшем поток почтовых отправлений будет распределяться по наиболее эффективной схеме: при перевозке на дальние расстояния - по воздуху, на близкие - на специальных почтовых автомобилях. Выигрыш по времени очевиден: например, уже введение автомаршрута из Москвы в Петербург позволило жителям города на Неве получать почту и прессу не в 14 часов, как раньше, а в 8 утра.
Авиапочта с обычных пассажирских рейсов будет постепенно переводиться на чартерные. А со временем федеральная почта планирует "стать на крыло", использовать в работе собственные самолеты, как это делается во многих других странах.
Кстати, времени на модернизацию системы доставки почтовых отправлений профессионалам-почтовикам отведено не так много. Объединение магистральной сети под единым руководством закончится до конца этого года, а полная реконструкция системы доставки почты займет до трех лет.