С наступлением холодов будущую дорогу осмотрели с вертолета, потом пустили вездеход-разведчик. И только после этого колонна взяла курс на Уренгой.
Десант вышел на безлюдный берег реки Евояхи 23 декабря. Машины остановились на том самом месте, где осенью того же года приземлился вертолет министра газовой промышленности Сабита Оруджева. Тогда он, выстрелив из ракетницы, негромко сказал: "Вот здесь и заложим город Новый Уренгой".
В самый канун 1974 года ребята-десантники несколькими вагончиками обозначили первую улицу Нового Уренгоя и назвали ее улицей Оптимистов. Сабит Атаевич, узнав об этом, усмехнулся и одобрительно кивнул: "Что ж, оптимизма нам действительно не занимать, только на одном оптимизме далеко не уедешь. Работать надо лучше, думать больше - лишь так сумеем что-то дельное сотворить на далекой северной земле...".
В этих словах - весь Оруджев. Те, кто его знал, кто с ним работал, по сей день вспоминают, что был этот незаурядный человек и суровым, и добрым. Мог на заседании коллегии крепко отругать нерадивого, но мог и ободрить, всячески поддержать тех, кто работал старательно, творчески.
Уроженец Баку, Оруджев много лет был нефтяником, занимал высокие посты заместителя председателя Совета министров Азербайджанской ССР, первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР. А когда судьба привела его в газовую отрасль, он за те девять лет, до конца дней своих, что был здесь министром (с 1972 по 1981 год), успел сделать очень много. В нынешнем Газпроме считают одной из главных заслуг Оруджева то, что он сразу же постарался перевести отрасль на новые экономические рельсы. Если говорить коротко, сделал решительные шаги в направлении реформирования министерства, превращения его в мощное, хорошо управляемое предприятие, что в конечном счете ускорило создание Единой системы газоснабжения, равной которой нет в мире и сейчас.
При непосредственном участии министра начали воплощаться в жизнь его прогрессивные идеи - поставлять газ с тюменского Севера через Урал, чтобы оживить там промышленность; создать Оренбургский газо-химический комплекс; заняться шельфом полярных морей.
При Оруджеве установки комплексной подготовки газа, компрессорные станции стали в основном производить на "земле", в заводских условиях, а отдаленные строительные площадки, по сути, превратились в сборочно-монтажные. Благодаря этому резко сократились материалоемкость объектов, затраты труда и сроки сооружения предприятий газовой индустрии.
...Одно из крупнейших подразделений Газпрома - "Уренгойгазпром" носит имя С. Оруджева. Это справедливо. Для него, южанина и нефтяника по призванию, северный газовый край стал родной землей, где память о нем и нынче жива.