Рассказывает Мария Бальшинова: "Сидели перед телевизором. В тот день огород поливать не стали: часов с пяти было видно, что гроза собирается - гром гремел и молнии посверкивали уже. Еще первой рекламы не было, как вбежал наш младшенький и кричит: "Бомбят!!" Дом наш стал сотрясаться. С криком выбежала во двор, а там... Хиросима. Дальше не помню. Собирала детей и уводила..."
В семье Томских, чей небольшой домик в конце улицы Степной, пятеро детей. Хозяин без работы, а жене удалось устроиться сторожем. "Она только пришла с работы - все заходило ходуном, зарево поднялось темно-багровое. Я ей кричу: "Собирай документы и убегай с детьми!" - "Куда бежать-то?" - "К озеру!" Только они скрылись, мимо меня пронесся вихрь - снаряд залетел в калитку, разворотил баню и уткнулся в землю. Как конуру собачью не задел? До конца жизни не забуду, как выглядит боевой снаряд в действии: словно поросенок с распушившимся хвостом... У Родионовых снаряд влетел в трубу, а вылетел через крышу, но с другой стороны. А в двухэтажке залетел на первый этаж, "поднялся" на второй и ровненько вдоль кровати лег".
Сам Томский не рискнул оставить старенький домишко. Может, и к счастью: в поселке во время первых суток "бомбежки" милиция задержала семерых мародеров, которые прибирали к рукам электробытовые приборы. Теперь, конечно, рад, что жив остался. Баню, говорит, восстановим, а вот как без стиральной машинки, которая в бане "жила", - на пятерых руками не настираешь. Кому иск предъявить?
Евгения Намдаковна Мархандаева, директор школы N 7 Гусиноозерска, стала начальником импровизированного эвакопункта:
- Первые эвакуированные к нам поступили в половине четвертого утра. Двух беременных женщин сразу госпитализировали. Люди все в шоке, полураздетые, многие босиком. Так они бежали по берегу озера в сторону Муртоя. Мы приютили 77 человек. Многие боялись заходить в здание, просидели на улице в первый день. Люди приносили им одежду, еду.
...Василий Федорович Тайшихин прошел Великую Отечественную, ему 80 лет. После "бомбежки" соседи нашли старика у догорающего дома, в канаве лежал - как в окопе фронтовом. От дома осталась печная труба, а в огороде саперы нашли и обезвредили семь снарядов. Внук с радостью поведал, что дед уже оправился от шока, но все допытывается: что же это было?
Попадание молнии в склады с боезапасом - такова основная версия военных. Стало быть, молния виновата в том, что трое гражданских людей погибли, а 17 человек были госпитализированы? В день нашего приезда гусиноозерцы хоронили Павла Силина, которому не было и 50 лет. Снаряд догнал его у самого озера. Напомним, что это уже второй с начала лета пожар на складах боеприпасов Сибирского военного округа. В июне подобное случилось в Читинской области. Виновницей в разрушении трехсот домов местных жителей тоже объявили шаровую молнию. Если следить за "траекторией" пылающих артскладов, то на очереди - Иркутская область, где тоже существует изрядный запас боеприпасов. Самый крупный склад расположен в окрестностях Нижнеудинска. Уже много лет и местные, и областные власти требуют от Министерства обороны переноса "объекта" подальше от города. Ответ один - нет средств. Как подчеркнул президент Республики Бурятия Л. Потапов, правительство Бурятии тоже обеспокоено близким соседством военных арсеналов с населенными пунктами. Один из них находится фактически в черте Улан-Удэ.
Сейчас практически восстановлено железнодорожное сообщение с Монголией по ветке Улан-Удэ - Наушки - Улан-Батор, но экспортные поставки электроэнергии в Монголию еще не возобновлены: разлетевшимися снарядами и взрывной волной разрушено до 8 километров линий электропередачи.
Полностью сгорели семь домов поселка Гусиное Озеро. Остальные - все без исключения - требуют ремонта: выбиты стекла, разрушены кровли, перекошены оконные и дверные проемы. Радиус разброса снарядов - около 15 километров.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ:
- Оружия и боеприпасов, потерянных нашими вооруженными силами в последние годы из-за взрывов и пожаров в собственных арсеналах, наверняка хватило бы на несколько месяцев горячих боев в региональном конфликте средней интенсивности. Горше того - в этих катастрофах гибнут и калечатся люди. Где-то, наверное, несчастье приносит и стихия. Но главное, думается, в том, что всего этого стреляющего и взрывающегося добра за годы "холодной войны" мы наготовили столько, что ни толком охранять, ни утилизировать излишки не в состоянии.
По официальным данным, на военных складах и в арсеналах России нынче хранится больше 700 000 вагонов оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. А как хранится? Как правило, под открытым небом в лесах громоздятся гигантские многотонные штабели ящиков с порохами, снарядами, минами, бомбами и т.д. В лучшем случае все это обносят земляными валами: чтобы если рванет один - не сдетонировали соседние. Из-за отсутствия нормально оборудованных хранилищ, например, на Тихоокеанском флоте таким образом свалены в кучи до 48 процентов боеприпасов. Обнесенный колючей проволокой периметр одного из тамошних арсеналов составляет 14 километров. Однажды туда приехали проверяющие. Ни одного часового они не обнаружили!
А в Забайкалье надлежащим образом вообще укрыто всего 5 процентов хранящегося там огромного запаса боеприпасов.
Удивительно ли, что при таких порядках хищения из полуброшенных арсеналов сегодня стали обычным явлением? Вот и в воинской части, которой принадлежал взорвавшийся в Бурятии склад, два года назад троих офицеров осудили за кражу 140 тысяч патронов. Поэтому военные следователи в Гусином Озере наряду с версией о шаровой молнии проверяют другую: не было ли там умышленного поджога с целью замести следы преступного оружейного промысла?
Сергей Ищенко.