- Георгий Рубенович, по образованию вы - дирижер-хоровик. Как вышло, что занялись эстрадным исполнительством?
- Такой же вопрос вы могли задать любому участнику нашей группы, так как все они прошли "академическую" музыкальную выучку. Виктор Грошев и Игорь Браславский окончили музучилище, а у нас с Тимуром Мироновым еще и институт позади. Само собой, в большинстве таких заведений эстрадную музыку не приветствовали. Но студенты-то эстрадой и джазом интересовались! Так, на третьем курсе я пел в вокальном джазовом октете "Юность". Мы даже записали пару песен на радио. Это было время популярности таких вещей, как "Черный кот", "Электричка", "Ландыши". Нам, начинающим джазменам, вдруг показалось, что джаз широкой публике не очень интересен. Тут Юрий Саульский пригласил в свой "вокально-инструментальный оркестр" - ВИО-66. Я проработал у него 5 лет, постигая секреты ансамблевого пения на эстраде. Мне всегда доставляло невероятное удовольствие именно звучание аккорда - в академическом ли хоре, в эстрадном ли коллективе. "Школа", полученная у Юрия Сергеевича, очень помогла в дальнейшей карьере... А потом, в 80-х годах, оказалось, что мелодии, на которых я вырос как профессионал, успели перейти в разряд "ретро" (собственно, тогда это словечко и попало в обиход). Мы с друзьями стали внимательнее изучать историю советской песни, консультироваться со знатоками, собирать пластинки, песенники... И обнаружили, что очень много песен забыто совершенно незаслуженно. Рассортировали найденное и отобранное по тематике: песни военных лет, о море, о школе, мелодии советского кино... Так сразу возникло несколько концертных программ.
- Как вам удается донести "колорит" песни до современного слушателя, привыкшего к иному музыкальному языку?
- Поначалу мы стремились максимально сохранить оригинальную партитуру. Сегодня оставляем нетронутой лишь вокальную мелодию, значительно модернизируя аранжировку. Но специально за новшествами не гонимся, не прячем мелодию за электронными эффектами. Хотя современная техника позволяет достичь очень интересных звучаний. Еще свободнее мы обращаемся с зарубежными песнями, особенно при составлении попурри.
- Кстати, с чем связано пристрастие "Ватсонов" именно к этому жанру?
- Попурри - штука очень динамичная, совершенно свободная от монотонности. Здесь нет вещей посильнее или послабее - все сплошь шлягеры. Это, между прочим, только осложняет работу, но зато и делает ее особенно интересной: надо выстроить композицию, драматургию. А на концерте все это превращается в своеобразный спектакль: у каждой мелодии - свой исполнитель, что позволяет раскрыться всем участникам квартета. Теперь в нашем репертуаре - попурри, посвященные творчеству Дунаевского, Богословского, Бабаджаняна, Фрадкина, Добрынина... Одна из новых работ - попурри на темы Давида Тухманова. На его недавнем юбилейном концерте мы спели "Электричку" и "Пусть говорят". Исследуя творчество Тухманова, мы были поражены: добрая сотня песен Давида Федоровича - это полновесные шлягеры.
- Песни 90-х не планируете широко исполнять? Они ведь тоже скоро станут "ретро".
- Действительно, у Игоря Николаева или, допустим, Игоря Крутого есть хорошие мелодии, но все же нам более близка музыка "постарше". Из-за этого, например, мне стало меньше нравиться "Радио Ретро": там все чаще звучат песни 80-х и 90-х годов, что, с моей точки зрения, является нарушением формата. Теперь предпочитаю слушать "Престиж", "На семи холмах". Жалею, что больше не существует "Радио России Ностальжи" в его изначальном виде...
- "Доктор Ватсон" объездил с гастролями много городов и стран. А какой концерт особенно запомнился?
- С ходу трудно сказать. Например, в Нью-Йорке нас принимали так же тепло, как в Москве, тысячный зал в конце дружно встал. Впрочем, пожалуй, все же был такой "особенный" концерт - в 1988 году в Афганистане. Мы тогда жили целый месяц в расположении 40-й дивизии, давали концерты. В день отъезда нас попросили выступить дополнительно. В зале находилось много раненых, и мы чувствовали, что они воспринимают нас как частичку далекой, почти не досягаемой для них мирной жизни.
- Говорят, "Доктор Ватсон" лечит... Причем в буквальном смысле слова.
- Это не мы придумали, нам писали об этом сами слушатели. Видимо, старые песни, особенно те, что выдержаны в твистовом ритме, обладают большой внутренней энергией, будят дремлющую потребность двигаться, танцевать. На одном концерте мальчик с больными ногами то и дело вскакивал, даже совершал некоторые танцевальные движения под песню "Королева красоты". На другом - шестилетний ребенок с неразвитой речью вдруг заговорил, пытаясь вторить песенке "Я - пушистый беленький котенок".
- Вы так долго вместе - менялся ли за это время состав группы?
- Очень незначительно. Менялась, если можно так сказать, одна позиция - первый тенор. Их у нас за всю историю было четыре или пять. Но вот уже шесть лет с нами выступает Игорь Браславский.
- В чем секрет такой стабильности?
- Их много, но один раскрою: в нашем коллективе нет композиторов. Ведь посмотрите, что бывает. Очень часто репертуар той или иной группы составляется из сочинений ее участников. Каждому хочется выглядеть поэффектнее, петь свое. Тут рукой подать до конфликтов, столкновений амбиций. Если, к примеру, "Машина времени" теоретически может развалиться на пять частей, то нам это не грозит. Игорь, правда, сочинил и записал на заказ несколько песен, но в нашем репертуаре их нет. Нас, кстати, иногда даже упрекают: вот, поете чужое, потому что сами сочинять не умеете... Но дело не в этом, нас объединяет отнюдь не композиторская бездарность, а общая любовь к старой эстраде.
- Чем увлекаетесь, помимо музыки?
- Если дома выдается свободное время, смотрю по телевизору футбол, новости или фильмы. Но времени катастрофически не хватает! Во всяком случае, изо всех моих хобби к сегодняшнему дню осталось только одно - кстати, тоже связанное с феноменом "ретро": я увлекаюсь геральдикой, состою в обществе геральдистов. Очень интересуют гербы российских городов. Через них постигаешь историю Родины. А недавно меня уговорили... заказать герб себе самому. В старые времена это делали многие...
- Ну и традиционный вопрос "на десерт": каковы творческие планы?
- Ох, дайте дух перевести. Мы ведь только что отпели серию наших юбилейных концертов в Санкт-Петербурге и Москве, выдали там самый ударный репертуар: "Битлз", Тухманов, "Creedence", "Shocking Blue", польские песни 60-х... Выпустили диск с зарубежными переводными песнями под названием "Вокруг света". Пишем и новый альбом "Песни нашего кино".
- В форме попурри?
- Ну а вы как думали? Мы традициям не изменяем.