Станислав Говорухин, кинорежиссер, депутат Госдумы: Все расхватают спекулянты
Если разрешить продажу земли, ею овладеют люди, которые не умеют и не желают на ней работать. Хозяином земли должен быть крестьянин, человек, который обрабатывает, любит, бережет ее. Ведь за землей нужно ухаживать, надо беречь леса, которые на ней растут. И уж само собой разумеется, недра должны принадлежать всему народу, государству, а не частным лицам. Хочу только оговориться: в отличие от некоторых депутатов Госдумы, которые разбираются во всем, я специалистом в этом вопросе себя не считаю и прошу не принимать мои высказывания как истину в последней инстанции.
Николай Петраков, академик: Как ни крути, а продавать придется
Во всех цивилизованных странах продажа земли обусловлена целым рядом законодательных актов. Если это сельскохозяйственные угодья, покупатель обязан гарантировать их соответствующее использование. Нарушаешь закон - до свидания.
Один мой коллега из Швеции, профессор Гетеборгского университета, имеет свыше 100 гектаров земли. В основном это леса. Так вот, показывая мне свои угодья, он пояснил, что не имеет права срубить ни одного дерева без разрешения государственного лесничего. Хотя он собственник. И в Америке права собственника ограничены. На Западе свобода и владение частной собственностью подразумевают, что ты не должен нарушать интересы окружающих.
Беда в том, что у нас все законы нарушаются. Проблема в том, как в нецивилизованной стране вводить цивилизованные законы.
И тем не менее все равно придется землю продавать. Как ни крути, а большую часть продовольствия дают подсобные участки благодаря той самой частной земле, доля которой составляет всего несколько процентов.
Алексей Пономарев, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам государственной Думы: Село на дотациях стоит
Я лично выступаю против того, чтобы у нас была разрешена продажа земли сельскохозяйственного назначения. И вот почему.
Скажем, в Голландии 92 процента земли находится в руках государства, которое сдает землю фермерам в аренду. Результаты там великолепные, производительность труда одна из самых высоких в мире. И в Израиле большая часть земель (98 процентов) - в руках государства. Оно сдает землю в аренду кибуцам (коммунам) и мошавам (сельхозкооперативам). Результаты таковы: надои на одну корову 9 тысяч литров, самые высокие в мире.
Секрет процветания сельского хозяйства не в частной собственности на землю, а в том что в Израиле, Голландии, США сельскохозяйственное производство дотируется.