Москву уже трудно удивить высококлассными событиями в формате классической музыки. Но «Опере априори» — форуму, заявившему о себе только в феврале нынешнего года, удалось стать одним из самых ярких артефактов. Действуя будто по ленинскому принципу «лучше меньше, да лучше», энтузиасты-организаторы — артистическое агентство «Арт-Брэнд» — представляли лишь по одному концерту в месяц, но это были или феноменальные исполнительские имена, или эксклюзивные премьеры.
Так, открыла фестиваль русская звезда барочной музыки — сопрано Юлия Лежнева. Следом наступил черед вечера «Интеллектуальной оперы». Были представлены две одноактовки — «Замок герцога Синяя Борода» Бартока и мировая премьера «Черного монаха» композитора Алексея Курбатова по одноименной повести Чехова. Побывала в Москве с концертом и внучатая племянница Франсиса Пуленка — меццо-сопрано Стефани Д’Устрак. Она, впрочем, исполнила произведения не своего далекого родственника, а другого великого француза — Гектора Берлиоза.
Поистине феноменальным событием «Оперы априори» стал визит фантастического тенора, мегазвезды мировой оперы — немца Йонаса Кауфманна. Певец исполнил вокальный цикл Шуберта «Зимний путь» в рамках своего европейского тура. Подобные концерты, конечно, вписывают Москву в сонм безоговорочных культурных столиц мира.
Финальным же аккордом нынешнего фестиваля было выступление знаменитой кореянки Суми Чо, которая считается национальным достоянием у себя на родине. Настоящее имя певицы Чо Су-Кён, а сценическое она выбрала для себя с вот каким букетом значений: Су — совершенство, Ми — красота, Чо — святость. Суми получила музыкальное образование в Италии и выбрала Вечный город местом своей постоянной резиденции. В юности ее благословил великий Герберт фон Караян. И перед корейской «статуэткой» с хрустальным голосом открылись двери лучших оперных домов мира. Ее виртуозное сопрано звучит даже в фильме Романа Полански «Девятые врата». А также она — обладательница заветной для каждого музыканта премии Grammy.
В Москве звездная кореянка в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, которым руководит Александр Сладковский, представила очень пеструю программу — от Генделя до Оффенбаха, чем, судя по бурным овациям зала, доставила публике огромное удовольствие. Хотя было заметно, что певица очень волновалась: голос иногда срывался, а интонация не была безупречной. Но мощное обаяние и парад роскошных платьев искупали вокальные огрехи. Лучшем же номером концерта оказалась спетая на бис а капелла очень проникновенно корейская народная песня. Обращение к своей национальной идентичности стало для Суми Чо триумфальным. И как истинная звезда, в финале вечера певица в рамках образовательной программы фестиваля «Опера априори» вручила свой именной грант двум студентам Московской консерватории и коллективу детской музыкальной школы имени Ипполитова-Иванова.
— Каждый раз, когда я оказываюсь в московском аэропорту, я чувствую себя так, будто возвращаюсь на свою вторую родину, — призналась корреспонденту «Труда» Суми Чо. — В Москве мне всегда очень комфортно, и я с огромным удовольствием приезжаю сюда с концертами. Неизменно — с новой программой. Хочу, чтобы публика получила от меня что-то особенное, не похожее на репертуар других певцов. Нынешняя программа «Голос сердца» — шанс максимально выигрышно показать музыкальные и технические возможности моего колоратурного сопрано. Для меня высшее наслаждение — стараться своим пением подарить людям нечто прекрасное. Должна заметить, что для молодой аудитории я пою с особенным вдохновением. Надеясь, они поймут и почувствуют то же, что и я, исполняя эту музыку. И им жить вместе с ней станет лучше. Быть может, когда я оставлю сцену и перестану носиться по миру как заведенная, то открою свою вокальную школу, чтобы поделиться опытом и знаниями с подрастающим поколением.
Тем временем организаторы «Оперы априори» уже вовсю готовят следующий фестиваль, который стартует в ноябре. В основном он будет посвящен композиторским юбилеям. Первым концертом станет выступление всемирно известного немецкого контратенора Андреаса Шолля, который исполнит кантаты Баха, чье 330-летие приходится на 2015 год.