Британский режиссер Грэм Вик с напряжением следит за выборной кампанией в России. От того, как будет проходить президентская гонка и чем она обернется для нынешнего руководства страны, напрямую зависит концепция виковской версии оперы Мусоргского «Борис Годунов», которую режиссер поставит нынешней весной в Мариинском театре.

Спектакль станет совместной работой Мариинки и оперы Баден-Бадена. Наши зрители увидят премьеру в апреле.

Сюжет «Бориса Годунова» выстроен вокруг первой в российской истории попытки избрать себе царя. В беседе с корреспондентом «Труда» Грэм Вик подчеркнул, что и сегодня, спустя более 400 лет после воцарения Бориса Годунова, отношения между народом и представителями власти в России не претерпели существенных изменений.

«Эти отношения ущербны по своей природе. Если вы помните, народ так и не спросил с Бориса за все его злодеяния, а ведь он был жестоким и безжалостным правителем, — говорит режиссер. — Русские в массе своей безропотно сносят неуважение к себе. Россия — не та страна, где тиранам воздается по заслугам. Да, в России произошла революция, но как раз Николай II, с которым расправились большевики, не относился к числу правителей, действия которых должны вызывать у народа мысли — не говорю о расправе, но даже просто о том, чтобы поиграть мускулами».

Грэм Вик — художественный руководитель оперной труппы Бирмингемской оперы, лауреат многочисленных премий в области театрального искусства и командор Британской империи. Свою миссию как постановщик он видит в том, чтобы максимально расширить круг оперной публики за счет новичков, рекрутировать которых он готов самыми разнообразными способами. В поисках аудитории Вик, случалось, в прямом смысле слова выходил на улицу. В качестве импровизированных сценических площадок для своих спектаклей он задействовал заброшенный каток, лесную поляну, футбольное поле, гигантских размеров торговую палатку, промышленные здания… А в «Отелло» эксцентричный британец и вовсе позвал людей с улицы, многие из которых впервые в жизни получили возможность спеть в хоре.

Что же ждет публику в британском взгляде на «Бориса Годунова»? «Эту историю найдет поучительной любой из нас, кто интересуется историей или политикой, вне зависимости от гражданства и национальности. Однако не стоит забывать о российской специфике этого сюжета, — считает Вик. — Важно, чтобы в России люди смогли расправить плечи и взглянуть своим лидерам в глаза, а не смотреть снизу вверх».

«По правде говоря, я знаю о будущей постановке чуть больше, чем могу вам рассказать, — намекнул режиссер. — Просто мне совсем не хочется, чтобы в один прекрасный день на пороге моего дома возник неприметный человек в сером плаще и, приветственно похлопав по плечу, сказал что-то вроде: „Извини, приятель, много болтаешь, со спектаклем, сам понимаешь, ничего не получится“. Я, в общем-то догадываюсь, что с исчезновением СССР с карты мира люди в сером никуда не делись, и личного знакомства с ними я, не скрою, предпочел бы избежать».

Заметим, что европейские, а затем и американские оперные труппы особенно полюбили оперу Мусоргского с приходом к власти Владимира Путина и последующим воцарением тандема. Осенью 2010 года постановка «Бориса Годунова» в Метрополитен-опере в Нью-Йорке побила рекорды посещаемости. Режиссер Стивен Вадсворт сделал центральной темой своей версии «Бориса» неотвратимость возмездия. Главного героя разъедает колоссальное чувство вины. После выхода каждой новой постановки критики изощряются в остроумии, выискивая в спектаклях параллели с современными российскими политическими реалиями.

Знаменитый немецкий бас Рене Папе, исполнивший партию Бориса Годунова в нескольких постановках, в том числе в спектакле Дмитрия Чернякова в Берлинской опере, воспринимает своего персонажа как жалкого лузера. «Конечно же, Борис Годунов — самый настоящий лузер, несмотря на все свое богатство, короны, скипетры и властные полномочия, — полагает Папе. — Его снедают не лучшие чувства. Несчастный одинокий человек, которому и словом не с кем перемолвиться. Одна из самых страшных ситуаций, в которой может оказаться человек, — это когда он никому не может довериться. Одиночество — та цена, которую проходится платить за власть над окружающими. Годунов ищет одновременно и любви, и власти, что практически невозможно по сути».

Для Папе и Вика как европейцев лузером является человек, пожертвовавший ради материальных благ и статуса человеческими ценностями. Иное дело — Россия, где к числу лузеров относят, как правило, людей небогатых, не сделавших карьеру.

Если коснуться такой щекотливой темы, как верность исторической правде, то историку не составит труда раздраконить концепцию Вика, обвинив в узости трактовки фигуры Бориса и стремлении свести интригу к противостоянию тирана и безвольных рабов. Напротив, многие музыковеды склонны считать, что спектакль как художественное произведение уместнее будет судить с эстетических позиций, а требовать от режиссера объективного взгляда на историю нелепо. Слово — за зрителем.