На острове сокровищ и сыр становится сокровищем

В Москве появился новый семейный мюзикл

Обойму московских мюзиклов пополнил спектакль на сюжет, который уже сам по себе мог бы обеспечить успех постановки: «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Однако, считает «Труд», у новой продукции есть и собственные достоинства – правда, создатели до некоторого времени укрывают их от зрителей.

Начать с того, что реклама как-то странно представляет этот спектакль – как «первый в России 3D-мюзикл».  Много говорится об эффектных видеопроекциях, немыслимых трюках каскадеров – но ни слова об ариях, вокалистах… Честно говоря, автор этих строк даже подумал, не идет ли речь о чем-то вроде поп-балета или пантомимы. Тем более что в проморолике, висящем в интернете, показана как раз пантомимическая сцена боя с пиратами на корабле, где не звучит ни одной вокальной ноты.

Сильвер (Вадим Карев) пытается убедить Джима (Алексей Байков), что он кок, а не пират. Фото автора

Но все же это оказался именно мюзикл. Правда, не сказать, чтобы первые сцены, где юный Джим Хокинс и его матушка еще влачат свое обыденное существование в захудалом бристольском трактире, вдохновили яркой музыкой: мелодии здесь слащаво-стерты и незапоминаемы. А вот видеоряд действительно колоритен: конечно, ни о каком 3D в привычном киношном смысле речи нет – но видеопроекции в самом деле составляют основу оформления, перенося из замшелого подвального кабачка в гостиную богатого дома, оттуда в порт, потом на корабль, на тропический остров, в заброшенный деревянный форт в джунглях… Словом, вся стивенсоновская романтика оживает в подвижных картинах, придуманных знаменитым художником-постановщиком Вячеславом Окуневым.

Постепенно оживает и музыка. Видимо, заскучавшим от положительности Джима композиторам (их здесь заявлено сразу три – известный энтузиаст мюзиклов, дирижер и аранжировщик Евгений Загот, автор ряда хитов Валерия Леонтьева и Алены Апиной Андрей Косинский, а также создатель успешного детского мюзикла «Малыш и Карлсон» Леонид Головко) понадобился толчок в виде появления на сцене отрицательных героев. Первым становится пропойца Билли Бонс с его дикой песней «Йо-хо-хо и бутылка рома» и белогорячечными видениями, воплощенными на сцене колоритной пляской скелетов. Еще увлекательнее работа хореографа Алексея Вальца в эпизоде отплытия корабля, где матросы  и их подружки выделывают отчаянные сальто. Ну а сцены вроде веселого гимна «Сыр, сыр, сыр», исполняемого одичавшим на далеком острове, но помнящим житейские радости старой доброй Англии Беном Ганном, заводят весь зрительный зал от мала до велика и шлягерными мотивами, и красочным кордебалетом с танцующими кусочками сыра.

Сцены битвы за старый форт очень живописны. Фото автора

В этом драйвовом музыкальном потоке уже и главной влюбленной паре начинают перепадать неплохие лирические мелодии – как, например, в сцене на лодке посреди моря. Кстати, введение в действие нового по отношению к роману Стивенсона персонажа – влюбленной в Джима девушки Энни, увязывающейся за ним в приключения, – удачный ход (сценарист Николай Голь), потом даже удивляешься, как это классик обошелся в своей книге без сквозной любовной линии.

Волей режиссера Аркадия Гевондова актеры не только активно осваивают двухъярусную сцену, но и периодически взлетают в сценическое поднебесье (например, на подъемных люстрах в дуэте главных героев из первого действия), так что глазу зрителя некогда соскучиться. Что до самого актерского исполнения, то, пожалуй, все же не на долю главной пары выпал основной успех: образы, которые предложены Алексею Байкову и Анне Игошиной, слишком уж дежурно-положительны, а яркого вокала не продемонстрировали ни он, ни она. Зато энтузиазм и взрослых, и детей вызвали зловещий одноногий хрипун Сильвер (Вадим Карев), потешный, как говорящая обезьяна, Бен Ганн (Геннадий Папиж-Ткаченко) и вся забавно-злодейская пиратская братия.

На острове главные герои спектакля находят самое драгоценное сокровище - любовь. Фото автора

К достоинствам спектакля надо отнести и то, что на него можно идти всей семьей, от шести лет и выше. Жаль только, что обошлись оркестровой фонограммой – зрителям, особенно тем самым шестилеткам, было бы куда увлекательнее посмотреть, как делается живая музыка, чем слушать дежурную компьютерную «фанеру». А вот иным зрителям постарше будет не очень легко вынести грохот ритмической музыки, под которую в антракте бригада аниматоров развлекает детей всякими хороводами, викторинами и фотографированием в пиратских шляпах. Зато юной части аудитории, судя по всему, этот активный способ размяться как раз вполне по душе.

За сезон в концертном зале «Измайлово» пройдет около 70 представлений, а потом устроители шоу из продюсерского центра «Триумф» имеют амбициозное намерение показать спектакль на родине Стивенсона – в Эдинбурге.