Главная Культура Афиша 00:04 31 Августа 2018 6871
Одинокая дама желает познакомиться…

В Эрмитаже представят «лейденцев»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фото: globallookpress.com

В Петербурге готовят крупнейшую выставку голландского искусства. «Коллекция — чудо. Собрать в наше время подобную считалось невозможным, ведь все давно в музеях и частных собраниях!» — так отзывается о Лейденском собрании голландской живописи Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа. Именно туда переезжают из Москвы «лейденцы», чтобы 5 сентября предстать перед публикой.

В преддверии открытия выставки Михаил Борисович рассказал «Труду» о том, как готовились к ней в Петербурге, где есть свое великолепное собрание Рембрандта, его учеников и последователей.

— Представлено у нас будет 80 картин и два рисунка. Это куда больше, чем на предыдущих показах коллекции в Лувре и в Китае (соответственно 30 и 60). Такое решение приняли владельцы коллекции — американский миллиардер и филантроп Томас Кап-лан и его жена Дафна. Не скажу, что договориться о показе их собрания в России было просто. Все, что связано сейчас с США, имеет, увы, политический контекст. Наши страны в межмузейном сотрудничестве начали забывать друг друга. Государственные собрания, например, мы привезти не можем. А вот с частным получилось! Мы дали гарантии безопасности, они удовлетворили супругов Каплан.

Замечу, Эрмитаж был в свое время первым в мире государственным музеем, который стал выставлять у себя частные коллекции. И мы продолжаем взаимодействовать с коллекционерами. Потому что их собрания нередко достигают высочайшего музейного уровня.

— Верно ли, что нынешняя выставка будет дополнена работами Рембрандта и его учеников, хранящимися в Эрмитаже? И те два рисунка, что покажут вместе с живописными работами, тоже голландской школы?

— Один рисунок — самого Рембрандта, он логично вписывается в вернисаж. Автор второго — Леонардо да Винчи. Творчество великого итальянца не принадлежит, как понимаете, к искусству голландского «золотого века». Но было бы неправильно не показать петербуржцам и эту жемчужину Лейденской коллекции. Уже хотя бы потому, что есть много интереснейших параллелей между ней и собственным фондом голландской живописи в Эрмитаже.

Эрмитажное собрание Екатерины II начиналось именно с голландцев. Уже тогда, в XVIII веке, произведения мастеров этой школы пользовались огромным спросом и были очень дороги на рынке. В нашем музее — одна из самых богатых в мире коллекций голландцев. Работ самого Рембрандта — 21. В Лейденском собрании насчитывается 12 его картин и два рисунка. Потому мы предложили «дополнить» его, выставив вместе с привезенными работами восемь наших картин. Это либо пары к картинам из собрания Капланов, либо на них изображен родственный сюжет. Скажем, на эрмитажной и на лейденской картинах Якоба Врела — скромное жилище одинокой пожилой женщины и она сама, сидящая у камина. Аналогия очевидна, когда смотришь на лейденский «Портрет старика» Яна Ливенса и картину «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа. Признаюсь, я с радостным нетерпением жду красивого и сложного диалога.

На вопрос, не диссонирует ли пышное убранство Николаевского зала с аскетичными черными рамами, в которые «упрятаны» картины «лейденских голландцев», Михаил Борисович отвечает так:

— Зато благодаря этому можно будет сразу отличить эрмитажные шедевры от американских. Наши-то помещены в золоченые рамы. Они для нас — символ того времени, когда популярность Рембрандта в Европе была выше, чем в самой Голландии. Там его тогда не собирали, спохватились только в XIX веке. Во многом благодаря России, Эрмитажу и Екатерине II.

P.S. Впервые собрание четы Каплан было представлено широкой публике в Лувре в 2017-м. Собрана же коллекция, получившая название по родному городу Рембрандта, за очень короткий срок: первые 250 произведений живописи супруги приобрели в 2002 году. Покупали по всему миру, в основном у частников. Выставка в Эрмитаже — пятая после Лувра, музеев Пекина, Шанхая и ГМИИ имени Пушкина в Москве. После Петербурга (продлится до 13 января 2019 года) ее увидят в столице Арабских Эмиратов.

Афиша 00:10 / 31 Мая 2024 439
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?