Главный научный сотрудник Института российской истории РАН академик РАЕН Владимир Лавров предложил проверить работы Владимира Ленина на «экстремизм». Если правоохранители увидят признаки экстремизма в трудах Ильича, то его книги могут оказаться под запретом. А их распространителям будет грозить реальный тюремный срок.
Андрей Кураев, протодиакон
— Я против того, чтобы цензурировать книги, ставшие достоянием истории. И неважно, Ленин это или Ницше, Коран или Евангелие. Вряд ли дейст-вительно дойдет до запретов. С другой стороны, я буду очень рад, если РАН даст экспертную оценку идеологии ленинизма. Стране нужна дегероизация образа Ленина. Пора подробнее и объективнее характеризовать эту фигуру в учебниках, научных программах. Наконец, не мешает постепенно очистить топонимику от имени Ленина: а то говорят о запрете книг, а многие главные улицы наших городов и селений украшены табличками «Ленин».
Никита Соколов, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»
— Нелепая затея. Труды Ленина — уже исторический источник, зачем с ними бороться? В некотором смысле и Христос — экстремист, и апостолы нелестно отзывались о римской власти. Вполне попадают под сегодняшнее понимание экстремизма... Вообще идея приложения современного права к историческим документам порочна. Я немного знаю Лаврова и уверен, что его предложение — в значительной степени всплеск эпатажа. Никакие книги запрещать не надо, нужны лишь своевременные и ясные комментарии к ним.
Владимир Зорин, журналист
— К идее запретить тексты Ильича отношусь резко отрицательно, как и к любым проявлениям цензуры. Перед глазами иные печальные примеры: у Волка из «Ну, погоди!» отнимают традиционную папиросу, а из «Симпсонов» готовы вырезать эпизоды «Шоу Щекотки и Царапки». Судя по последним действиям власти, сценарий запрета ленинских работ вполне вероятен. Ничему не удивлюсь.
Константин Крылов, публицист
— Сейчас время лихое: могут табуировать все — от мультиков до политических статей. Запретить можно что угодно. Но, во-первых, это глупо, а во-вторых, топорные меры приведут лишь к популяризации запрещенного. Во многих цивилизованных странах идеи Ленина не запрещены. И, в частности, поэтому они там и непопулярны. У меня дома на полке — собрание сочинений Ленина. Прочитав его однажды, я сам осознал непривлекательность мыслей этого человека. Наше якобы антиэкстремистское законодательство срочно нуждается в реформах. Нынешние законы и практика их применения отбрасывают нашу страну к каким-то деспотиям XVIII века.
Николай Сванидзе, телеведущий, историк
— Несомненно, тексты Ленина во многом экстремистские. Он возглавил государственный переворот и, по сути, экстремистскую партию. Но если идти до конца, не надо запрещать исключительно труды Ленина. Существуют книги Сталина и других большевистских вождей. Однако я все же против запретов и сомневаюсь в их реализации. Ленин и Сталин — уже исторические фигуры. Если начать клеймить их работы «экстремизмом», то дойдем до запретов многих других исторических материалов. А это никуда не годится.