Вспомним хронологию событий: 8 апреля в районе Кунцево электричка, следовавшая из Москвы в Усово, вынуждена была остановиться, а потом скатилась назад под уклон, столкнувшись с пассажирским поездом Москва-Брест. Три разорванных в клочья вагона, 30 пострадавших, восемь госпитализированных, - и это ещё, что называется, отделались лёгким испугом. Причиной происшествия стала неисправность тормозной системы.
Как позже выяснил Ространснадзор, та же неисправность была обнаружена не только в этом составе, но и во многих других. Всего было проверено несколько моторвагонных депо, где РЖД должно было проводить ремонт подвижного состава: Перерва, Домодедово, Нахабино, Апрелевка, Лобня. По итогам проверки выдали предписание закрыть депо ТЧ-3 Перерва, поскольку поезда там просто отстаивались – ремонты иногда были, но о полноценных ремонтах речи не шло.
Номинальные ремонты, а отсюда проблемы с тормозами, противопожарной системой - таков список выводов надзорного органа, передавшего свои претензии в транспортную прокуратуру. Эксперты добавляют, что ситуация с «номинальными» ремонтами — это вопрос «либо коррупции, либо служебного несоответствия». Напомним, РЖД заявил, что только в 2016 году выполнил капремонт 877 вагонов на 2,6 млрд руб. Так что нужно выяснить на что именно пошли эти деньги.
Ространснадзор также вывел из эксплуатации несколько электропоездов из-за нарушений. Однако вопрос о том, сколько же электричек действительно пора отправить на запасные пути, остается открытым. Начальнику Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава — филиала РЖД надзорное ведомство предписало устранить выявленные нарушения, нескольких сотрудников дирекции привлекли к ответственности. Филиалу ОАО «РЖД» было выдано предостережение. Выполнение требований предписания и плана «мероприятий» Ространснадзор обещает контролировать с пристрастием.
Очевидно, что даже несмотря на желание Ространснадзора и транспортной прокуратуры разобраться в деле о формальных ремонтах, проезд на электричках сразу не станет безопаснее. Сколько потребуется времени на исправление ситуации, можно только гадать. Между тем людям каждый день надо ездить на работу в Москву. Теперь они садятся в вагоны, как минимум, с недоверием. И, конечно, пассажиры ожидают, что в результате проверки прокуратуры ответственные за халатное отношение к ремонтам понесут наказание, а ситуация будет исправлена.
Но ситуация по-прежнему пугает: 19 июня пригородная электричка, стартовавшая от Курского вокзала, завалилась на бок и пропахала поезд «Стриж», следовавший в столицу из Нижнего Новгорода. Людей спасло лишь то, что пригородный поезд ещё не разогнался, а «Стриж» уже почти затормозил. Виновной в столкновении опять оказалась электричка, у которой колёсная пара «потеряла рельс».
Такие происшествия показывают: электрички, особенно произведенные в прошлом веке, да и к тому же не проходящие качественные ремонты – по сути, похожи на так называемые «шахид-маршрутки», с которыми в Москве боролись последние несколько лет. Но если заменить практически весь парк «убитых» микроавтобусов удалось, то купить новые вагоны – дело в сотни раз более затратное. Именно поэтому роль ремонта и сервисного обслуживания крайне важна. И нам, дачникам и «подмосквичам», приходится каждый раз уповать на то, что в депо РЖД составы действительно ремонтировали ответственные люди - не по формальному принципу, и электричка не «сбежит» вновь от машиниста где-нибудь на пригорке.