На днях митрополит Волгоградский и Камышинский Герман уволил своего секретаря. Но это, конечно же, не снимет напряжения: мэрия опасается волнений и беспорядков в случае массового перезахоронения - в голой степи оказалось свыше 500 могил.
- Поэтому администрация города направила в районные суды заявления о расторжении договоров аренды этих участков. После всех необходимых по закону процедур, данная земля будет выведена из пользования, там будут созданы муниципальные кладбища, - рассказала нам начальник отдела благоустройства департамента городского хозяйства Ольга Казначеева. - Да, все это потребует значительных финансовых затрат, размер которых пока неизвестен. Но оставить без внимания могилы волгоградцев, которые совершенно не виноваты, мы не можем.
Идея организовать частное кладбище, назвав его "вероисповедальным" и "православным", у протоиерея волгоградской епархии Вячеслава Жебелева родилась давно. Но реализовать ее он смог только в 2004 году, получив благословение митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. К сожалению, владыка Герман не стал вникать в славословие своего духовного ученика отца Вячеслава. Понадеялся, что уж секретарь епархии не допустит ошибки в таком деликатном вопросе, как погребение усопших.
Отец Вячеслав благословение владыки принял как индульгенцию от всех грехов и решил, что раз святая церковь дала добро, то светская власть чинить препятствия не будет. И почти угадал. Он легко "пробил" аренду земли недалеко от настоящих кладбищ в Светлоярском районе по цене (только не смейтесь) 30 рублей в год за гектар! Убедил чиновников администрации района, что все его начинания законны. Организовал специальный "пункт" недалеко от военкомата Красноармейского района Волгограда, чтобы перехватывать там родственников ветеранов, оформлявших свидетельства о смерти, и убеждать их хоронить на "новом кладбище". Он, как настоятель прихода кладбищенской церкви Сергия и Германа Валаамских, устроил прямо в храме магазин по продаже гробов, венков и крестов. И не стеснялся судиться с жителями города, которые требовали перезахоронить останки родственников на легальных кладбищах.
Отец Вячеслав явно спутал алтарь с прилавком, поскольку вместо "православного обряда погребения" занялся ритуальными услугами. Но компетентным лицам как будто глаза чем-то припорошило. Хотя было от чего прозреть: иски в суд на "предпринимателя в рясе" посыпались сразу же. Например, когда у Евгения Котлярова умер отчим - участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Матвей Матвеевич Савельев, он обратился в военкомат Красноармейского района за оказанием содействия в погребении покойного. Там ему объяснили, что не стоит обращаться в специализированную службу из-за высоких расценок на ритуальные услуги:
- Меня направили в "Церковную лавку", расположенную возле военного комиссариата. При оформлении ритуальных услуг в ООО "Православные ритуальные услуги" мне пояснили, что все будет произведено по правилам захоронения участника войны, то есть на участке, специально для этого отведенном. Не подозревая, что меня так цинично могут ввести в заблуждение, я поверил работникам "Церковной лавки". Никаких договоров с нами не заключали. Пользуясь состоянием близких покойных, они вводят их в заблуждение и производят захоронение не там, где оговорено...
То, что земельные участки на устройство кладбищ выделяются только согласно генплану, Жебелев должен был знать. И арендованную всего на несколько лет землю под кладбища пускать было нельзя, потому что после истечения срока аренды земля возвращается владельцу в первоначальном виде. То есть без могил.
Хоронили людей фактически на пустыре, где нет ни воды, ни транспорта. Родственники покойных, оказываясь в такой ситуации, сначала не могли сообразить, что произошло, и лишь через некоторое время шли в суд. Но "Православные ритуальные услуги" ни за что отвечать не хотело, да и не могло. И взять с них было нечего - только уставной капитал в 10 тысяч рублей. В три раза меньше, чем стоила одна эксгумация.
За два года существования "православных кладбищ" в Волгограде городской ритуальной службе пришлось более десяти раз перезахоранивать останки похороненных жебелевской фирмой. Причем расходы ложились на муниципальную казну. Жебелев платить всячески отказывался.
Прокуратура выяснила, что отец Вячеслав создал церковную похоронную команду без какого-либо юридического статуса. Никакого учета захоронениям не велось, налоги не отчислялись. Но ни в епархии, ни в ООО "Православные ритуальные услуги" и ООО "Православная ритуальная служба" эти доходы не отражены. Управление по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД области обнаружило в балансах этих фирм одни нули.
Митрополит Камышинский и Волгоградский уведомил органы местной власти о том, что ликвидирует фирмы, оказывающие от имени епархии ритуальные и похоронные услуги. Кроме того, в своем письме к председателю Волгоградской Думы Ирине Каревой владыка указал, что просит не принимать от протоиерея Вячеслава Жебелева никаких писем по делам епархии. А шустрому протоиерею владыка указал: "... в связи с вредоносными для Волгоградской епархии действиями, не согласованными со мной, нахожу невозможным ваше дальнейшее пребывание в должности моего секретаря, о чем вас извещаю".
Где будет в дальнейшем пребывать отец Вячеслав (сана его не лишили), пока неизвестно. Надо полагать, это теперь зависит от квалификации его действий мирскими властями.