Перед совещанием глава правительства пообщался с рабочими тольяттинского предприятия. Беседа проходила в уже отработанном в Новокузнецке (на встрече с шахтерами) формате: рабочих "АвтоВАЗа" посадили в кружок, премьер занял крутящийся стул. Вероятно, такая рассадка располагает к откровенной беседе.
- У меня для вас есть две новости: хорошая и плохая, - начал Путин.
- Давайте с плохой! - смело предложили рабочие.
- Плохая в том, что индикаторы мировой экономики нас не радуют. Никто не знает, когда наступит дно кризиса и начнется подъем экономики.
Рабочие оживились - ситуация в мире волнует их куда меньше, чем собственное будущее. Фактически для них стала существовать только одна новость - хорошая.
- А хорошая новость касается мер поддержки, которые мы будем проводить. 700 млн. рублей выделяются на поддержку рабочих мест в области, еще 300 млн. - на развитие малого и среднего бизнеса. Ведь на ВАЗе работают 103 тысячи человек, а еще свыше 200 тысяч заняты на малых предприятиях, связанных с заводом.
Дальше Путин продолжил называть непонятные рабочим с зарплатой 6 тысяч рублей многомиллиардные цифры: машин отечественного производства (в список входят и автомобили ВАЗ) на 12,5 млрд. закупят федеральные власти, на 30 млрд. рублей - региональные власти. Все продолжали ждать, когда же Путин скажет, сколько государство выделит непосредственно "АвтоВАЗу".
- Обсуждается сумма свыше 20 млрд. рублей, - наконец сказал премьер.
ВАЗ просил 26 млрд. рублей, из которых 14 - на расчет со срочными долгами перед поставщиками, а 12 - на текущие затраты производства.
- Эти деньги позволят ВАЗу привлечь дополнительные кредитные ресурсы - свыше 90 млрд. рублей. Мы подумаем о способах поддержки привлечения этих средств, - фактически премьер ответил на самые смелые мольбы о помощи президента "АвтоВАЗа" Бориса Алешина. Ведь если нехватка 26 млрд. рублей ставила под вопрос вообще существование предприятия, то на 95 млрд. рублей Алешин уже собирается создать две новые модели авто.
Но новость не убедила рабочих в том, что завод будет работать на полную мощность.
- А вы сами какую бы из наших машин хотели приобрести? - поинтересовались они.
- Я уже приобрел, у меня есть "Нива", скоро оформлю на нее документы, - ответил Путин.
Сколько денег получат автопредприятия
На совещании, которое премьер Путин провел с руководством ВАЗа и членами правительства, было решено активно поддерживать автопроизводителей, так как эта отрасль обеспечивает 2% ВВП и составляет почти 20% в структуре обрабатывающей промышленности. 25 млрд. рублей получит на покрытие кассового разрыва "АвтоВАЗ". Это не бюджетные деньги, а беспроцентная ссуда, которая поступит в качестве имущественного взноса главного акционера предприятия - госкорпорации Ростехнологии. Кроме того, предприятие получит долгосрочные кредиты от Сбербанка и ВТБ в размере 8 млрд. рублей, а также отсрочку до 2011 года на погашение налоговой задолженности (это высвободит 1,5 млрд. рублей). По словам главы "АвтоВАЗа" Бориса Алешина, Газпромбанк и ВТБ готовы подписать меморандум о поддержке инвестпрограммы ОАО "АвтоВАЗ" на сумму 90 млрд. рублей.
Также на совещании говорили о том, что Группа ГАЗ, входящая в холдинг Олега Дерипаски "Базовый элемент", получит госгарантии по кредитам в размере 4 млрд. рублей, также компании вернут 2 млрд. рублей переплаченных налогов. Реструктуризацию по налоговым платежам на 800 млн. рублей получит ЗИЛ. По 4,9 млрд. рублей госгарантий по инвестпроектам выделят КамАЗу и Sollers.
Комментарий
Ростислав Гольдштейн
Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, член фракции "Единая Россия"
Автопром - отрасль, которая пострадала от кризиса сильнее других. Производители практически во всех странах столкнулись с резким падением спроса. И как следствие - сокращение производства и увольнение персонала. Процент занятых в автомобиле-строении настолько высок, что нестабильность в отрасли грозит нестабильностью политической ситуации. Именно этим в первую очередь объясняются титанические усилия правительств разных стран по спасению автопрома. Кабинет Николя Саркози разработал целую программу, чтобы не оставить без работы 2,5 миллиона французов. Каждый концерн получил по 3 миллиарда евро льготных кредитов. Британское правительство объявило о выделении 3,2 миллиарда долларов для спасения отечественных производителей. Правители Поднебесной сосредоточили усилия на стимулировании внутреннего спроса. Снизили налоги на покупку авто и посулили хорошие скидки для покупателей-аграриев. Россияне поддерживают и производителей, и покупателей авто. Но результативной государственная помощь будет только при одном условии. Автопроизводителям придется существенно повысить конкурентоспособность продукции. Ассортимент, дизайн, качество отечественных авто пока далеко не на уровне. А это значит, что покупатель будет отдавать предпочтение зарубежным машинам.