Злые языки утверждают, что все награды на «Орле» распределяет лично Никита Михалков, а академики лишь выполняют роль законопослушной массовки. Во всяком случае вкус и личные пристрастия нашего самого влиятельного и харизматичного режиссера сказываются на отборе призеров «Орла» весьма недвусмысленным образом, хотя в этой изначально заданной программе порой случаются и неожиданные сбои.
«Золотой орел» летает высоко, стараясь держаться поближе к кремлевским звездам. Это премия державная, солидная, артхаусные изыски традиционно не замечает, проблемно-критические авторские высказывания игнорирует, предпочитая кино бодрого социального оптимизма, больших бюджетов и внушительных кассовых сборов. Поэтому еще на стадии предварительной селекции были отсеяны такие наши фестивальные редкости, как «Майор» Юрия Быкова, «Стыд» Юсупа Разыкова, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Роль» Константина Лопушанского, «Разносчик» Андрея Стемпковского, «Измена» Кирилла Серебренникова, «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова...
А ведь именно эти картины представляли наше кино на крупнейших международных кинофестивалях: от Канн, Берлина, Рима, Венеции, Роттердама, Шанхая до соседних Карловых Вар и: родного ММКФ. Но «Золотой орел» в очередной раз задумчиво пролетел мимо этих авторских, штучной выделки фильмов, остановив свой благосклонный взор преимущественно на лидерах отечественного проката, которые в этом году, слава богу, были не стыдного калибра.
Итак, на финишной прямой сошлись спортивный боевик «Легенда № 17», военный блокбастер «Сталинград», народная комедия «Горько!» и победительница сочинского «Кинотавра», школьная драма «Географ глобус пропил», которой, впрочем, мало кто сулил победу. Главный герой этой экранизации романа Алексея Иванова, сильно подержанный и усердно выпивающий учитель географии Виктор Служкин, у которого вдобавок случился роман, пусть и платонический, со старшеклассницей, как-то не очень вписывался в нынешние морально-этические установки нашего кино. Но, к удивлению публики, Александр Велединский нежданно-негаданно получил приз за лучшую режиссуру, а Константин Хабенский и Елена Лядова, блистательно сыгравшие не шибко счастливую семейную пару, были названы лучшими актерами года. И поделом!
На этом, собственно, неожиданности и закончились. Комедия «Горько!» — главная кассовая бомба года, при бюджете 1,5 млн долларов собравшая в прокате 27 млн, — была представлена на «Золотом орле» аж в девяти номинациях, но осталась в итоге без единой награды. Видимо, академики посчитали, что уже само включение дебютной работы доселе неизвестного Жоры Крыжовникова в шорт-лист весьма почетно. А основную борьбу (я не случайно употребляю здесь этот термин, поскольку церемония в канун грядущей Олимпиады была стилизована под спортивное ристалище) повели между собой авторы двух щедро профинансированных государством блокбастеров — «Легенды № 17» и «Сталинграда». В итоге — кто бы сомневался — победила динамичная, крепко скроенная «Легенда:» Николая Лебедева, произведенная по счастливой случайности на студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Лента получила шесть «Золотых орлов», включая статуэтки за лучшие роли второго плана (Нина Усатова и Владимир Меньшов), лучший сценарий (Михаил Местецкий и Николай Куликов) и, наконец, за лучший фильм года.
«Сталинград» праздновал победу лишь в четырех, так называемых технических номинациях, где по-настоящему почетной является лишь премия за лучшую операторскую работу, которой был удостоен Максим Осадчий. Видимо, предчувствуя свое поражение, режиссер «Сталинграда» Федор Бондарчук, чей фильм ранее пролетел мимо шорт-листа «Оскара», на церемонию показательно не явился. Как-то это неспортивно...
Самое интересное, что на «Оскар» от России выдвигают фильмы практически те же самые люди, что голосуют на «Золотом орле». И если «Сталинград» оказался в художественном плане не самым удачным проектом, о чем свидетельствуют и результаты «Орла», то почему в Америку в свое время не послали ту же «Легенду № 17» или «Географа»? Почему не прислушались к мудрому (на сей раз) совету Никиты Михалкова, который предлагал отправить на «Оскар» анимационный фильм Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза», который впоследствии был удостоен награды Asia Pacific Screen Awards — так называемого азиатского «Оскара»? Кто знает, может, эта мудрая анимационная притча потянула бы и на большого, а не только азиатского «Оскара»? Но на этот и на ряд других вопросов пышная церемония «Золотого орла» ответов, увы, не дала.