Главная Культура 19:57 30 Октября 2015 5868
Бедняжка Иоланта

На Исторической сцене Большого театра довольно нелепо спели осанну творцу вселенной

Наталья Зимянина

Директор ГАБТа Владимир Урин никогда не забывает подчеркивать, что театр — дело живое: не каждый новый спектакль обречен быть шедевром, и даже известный мастер имеет право на неудачу. Видимо, он почему-то все еще чувствует себя новым директором (назначен в июле 2013 г.) и слегка подстраховывается.

Однако две последние, друг за другом, явные оперные неудачи — для ГАБТа многовато. Летняя «Кармен» в постановке Алексея Бородина поразила статичностью, а значит беспомощностью (по крайней мере в опере) главного режиссера соседнего Молодежного театра. На постановку «Иоланты» Чайковского тоже позвали драматического режиссера, и тоже умного, тонкого, не агрессивного Сергея Женовача. Ведь дирижировать должен был Владимир Федосеев, который с трудом терпит режиссерский произвол.

Но Федосеев за две недели до премьеры от работы был отстранен, и театр даже пытался замять это дело, тихо сменив имя на афише, будто никому не известно, что Федосеев — дирижер мирового класса, а сменивший его за пультом Антон Гришанин мало кому известен и должен был бы на цыпочках ходить перед маэстро и внимать ему не дыша. Тем более что «Иоланта» — одна из коронных опер Федосеева; ее гениальное концертное исполнение в Большом зале консерватории с участием Петра Бечалы невозможно забыть.

Скажу больше: Федосеев не здесь, а где-то в далеких, мало доступных русскому зрителю европейских театрах дирижировал «Пиковой дамой» и «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым» и «Хованщиной», «Царской невестой» и «Золотым петушком», а «Сказание о невидимом граде Китеже» в Брегенце (режиссер Гарри Купфер) числится в шедеврах. Как же так, скажете вы, ведь это же все наш родной русский репертуар! Получается, Федосеев — сам по себе Большой театр! Однако туда его не звали.

И вот наконец пригласили, и он предложил сыграть в один вечер оркестровую сюиту Чайковского из «Щелкунчика» и его оперу «Иоланта».

И если бы дирижировал он сам и сюита игралась просто при закрытом занавесе — будьте покойны, уже вышел бы праздник. Однако мало было за пультом Гришанина, так еще и Женовач решил, что такое долгое предисловие к опере просто скучно. И действительно, сама идея вне Федосеева кажется не вполне удачной. Поэтому на сцене с гигантским ангаром, разделенным на темную и светлую половины (художник Александр Боровский), все восемь частей сюиты по черной половине бродит пока еще молчащая Иоланта (Екатерина Морозова). Она прислушивается к музыке, к танцу Феи Драже, двигает ладошками, ползает по стенке и, наконец, кружится под Вальс цветов. Почти полчаса публика недоуменно взирает на эти самодеятельные пластические этюды. Надо понимать, нам представлен внутренний мир Иоланты, что особенно нелепо выглядит, скажем, под Китайский танец. И большинство, вероятно, думает: что за привидение ощупывает стулья и окна то ли на заваленном хламом чердаке, то ли в случайно запертом гараже? Хлопать артистке — не хлопать?

Но вот начинается собственно опера — и на другую, ярко освещенную половину ангара с громким смехом, будто из «Травиаты», вываливают подружки Иоланты с полными бокалами. Только поют почему-то «Вот тебе лютики...» Здесь и разворачивалось все последующее действие, в то время как на черной половине продолжала страдать, как наказанная собака в чулане, королевская дочь.

Женовач отказался от яркой сказки, считая, что это «хрупкое сочинение, наивное и простодушное, требует поэтического ключа». Искоренив все намеки на быт, в том числе рыцарских времен, он восторженно окунул зрителя в черно-белый мир чистой идеи (мол, прозрение приходит с верой). «О что за рай!» — поют герои, озираясь на голую металлическую конструкцию... Есть в этом что-то до боли знакомое.

Оркестр звучал уныло даже в тех местах, где сердце обычно выскакивает из груди; артисты как-то не склеивались между собой: король Рене — с Эбн-Хакией, Роберт — с Водемоном, Иоланта с кормилицей — эти две вообще ведут диалог, стоя по разным краям сцены...

Зато этот спектакль, возможно, положит конец спору о том, кто в опере главнее — дирижер или режиссер. Потому что новая «Иоланта» — не «диропера» и не «режопера», а классический образец скуки, в которой не повинны ни оркестранты, ни певцы — такие, как, например, Олег Долгов (Водемон), героически старавшиеся придать своим героям человеческое лицо.

Публика ждала хотя бы какого-нибудь особенно трюка в момент прозрения Иоланты — что-то вроде падения «Берлинской стены», через которую бедняжка весь спектакль общалась со светлым миром зрячих. В конце концов реконструированная Историческая сцена Большого оснащена самой совершенной техникой. Но постановщики до этого не снизошли, в чем-то справедливо считая, что музыка скажет сама за себя. И в финале незатейливо выстроили вдоль сцены 60 певцов, грянувших во всю мощь «Слава тебе, Творец Вселенной». Отличный, кстати, номер для будущих корпоративов Православной церкви.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5063
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...