Главная Культура 13:39 30 Июля 2020 2848
«Нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь!»

Свой юбилей празднует Марина Есипенко, она же принцесса Турандот, Клеопатра и много кто еще

Анна Чепурнова
Марина Есипенко в спектакле «Берег женщин». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

16 лет она играла взбалмошную и прекрасную принцессу Турандот. Михаил Ульянов называл ее «артисткой вахтанговского стиля и вахтанговского вкуса». Родному коллективу Марина Есипенко верна уже 30 лет. А еще она не только актриса, но и муза своего мужа – барда Олега Митяева. 30 июля Марина Есипенко отмечает юбилей.

– Вахтанговский театр славится тем, что большинствo актеров работают в нем всю жизнь: Юлия Борисова, Василий Лановой, Людмила Максакова, не так давно ушедшие Михаил Ульянов, Владимир Этуш, Юрий Яковлев... Вы тоже продолжаете эту славную традицию – почему?

Целых 16 лет Марина Есипенко была Турандот - главной принцессой Вахтанговского театра. Фото предоставлено пресс-службой театра

– В театре, как даже в самой дружной семье, бывают ссоры и недомолвки, у каждого актера судьба складывается по-своему. Например, Юлия Константиновна Борисова около десяти лет сидела без ролей. Но именно от нее я услышала: «Марина, никогда ни в чем не вините театр. Могут быть неправы руководство, администрация, но только не сам театр!».

Случалось, некоторые актеры находили себе достойное место в других коллективах – например, Леша Кравченко, Юра Чурсин. Но многие действительно посвятили нашему театру всю жизнь. Критик Вера Максимова рассказывала: однажды на открытии Дома актера Марк Анатольевич Захаров хохотал над моей пародией, а потом спросил: «Как ты думаешь, пойдет она работать в мой театр?». На что Вера Анатольевна возмущенно ответила: «Что ты, вахтанговцы никогда не покидают свой корабль!».

– Когда вас после Щукинского училища взяли работать в коллектив, в нем был абсолютно звездный состав. Как к вам отнеслись в труппе?

– Почти сразу ввели на роль Абигайль в «Стакане воды», в котором играли Борисова, Яковлев, Максакова, Волынцев, Суханов. Все эти знаменитые коллеги старались помочь: перед моим первым выходом в спектакле сами сели в зрительный зал – посмотрели, как на мне смотрится костюм, дали советы гримеру. Большие артисты обладают удивительной способностью быть еще и людьми с большой буквы.

– И пресловутые театральные интриги обошли вас стороной?

– Снова приведу слова Юлии Константиновны: «Запомните, Марина, выяснение отношений в театре может быть только на сцене. Лишь там вы докажете, что из себя представляете». Сама она никогда не участвовала в закулисных разборках – и мне они тоже неинтересны. Никому не завидую, считаю, что у каждого в театре и в жизни своя ниша.

– Вахтанговцы славятся своими импровизациями, умением с блеском выходить из затруднительных ситуаций...

– Петр Наумович Фоменко говорил про такие случаи – «чем сложнее, тем интереснее». Да, нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь! Расскажу историю про Вячеслава Шалевича, славившегося своим остроумием. Как-то в «Маленьких трагедиях» после первого акта занавес закрылся, оставив руку его убитого героя (Дона Карлоса) на виду у зрителей. Публика затаила дыхание, ожидая, что предпримет актер. Шалевич почувствовал это, поставил стоймя два пальца, изобразив человечка, и, перебирая ими, «ушел» со сцены. Под бурные аплодисменты зала.

А однажды в «нештатной» ситуации побывала я сама. В спектакле «Мартовские иды» у меня была роль Клеопатры, а у Михаила Александровича Ульянова – Цезаря. Про мою героиню он говорил монолог: «Сколько раз я держал у себя на коленях этого свернувшегося в клубочек котеночка, барабанил пальцами по ее маленьким коричневым ступням и слышал, как голосок возле плеча мне шептал...». Дальше шел мой текст. У Михаила Александровича в то время была огромная общественная нагрузка, на спектакли он часто приходил с различных заседаний очень уставшим, и как-то раз забыл слова. Помолчав некоторое время, он неожиданно в сердцах сказал: «Сколько раз я держал на коленях этого скотеночка...» А я-то стою, ожидая свою реплику, вся сияющая, в «царственной» позе и костюме от Вячеслава Зайцева! Как мы доиграли ту сцену, не знаю, всех актеров просто скрючило от хохота, а Михаил Александрович только тихо простонал «прости-и». Коллеги мне потом долго «скотеночка» припоминали.

– За тридцать лет вашего пребывания в театре в нем, наверное, многое изменилось?

– Ульянов, возглавивший коллектив, когда я туда пришла, был для актеров как отец родной: не только следил за нашими творческими успехами, но интересовался, как вообще дела, что происходит в семьях. Недавно Лена Ульянова, дочь Михаила Александровича, призналась мне: «Как я вам завидовала! Отец дневал и ночевал в театре, уделял вам гораздо больше внимания, чем мне!».

Спустя годы, начав хуже себя чувствовать, Ульянов стал искал преемника. Одно время кандидатом на эту роль считали Петра Наумовича Фоменко. О поставленных им «Без вины виноватых» говорила вся Москва, благодаря ему у нас открылось новое сценическое пространство – Малая сцена. Но вскоре Фоменко получил свой театр, а к нам пришел Римас Туминас – первый из руководителей театра, не являющийся учеником Вахтанговской школы. Тем не менее и с ним у нашего коллектива произошел мощный взлет.

В роли Коринн из оперетты «Мадемуазель Нитуш». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

Финансовые отношения в театре тоже меняются: раньше он был целиком на госдотации, теперь деньги надо зарабатывать. Приглашенный десять лет назад Туминасом директор Кирилл Крок блестяще справляется со своей работой. Сейчас у нас идет мощнейший ремонт, какого не было несколько десятков лет. Открылось несколько новых сценических пространств, к нам присоединился Театр им. Рубена Симонова. Артисты других театров завидуют, что у нас такой деятельный директор.

Словом, многие перемены Вахтанговскому театру идут на пользу. Но вот лично я сейчас в репертуаре практически не занята, играю лишь время от времени в своем творческом вечере под названием «В Александровском саду» в нашем Арт-кафе. А еще репетирую в готовящемся к выходу спектакле Михаила Цитриняка «Соломенная шляпка». Надеюсь, это будет бурлеск в лучших традициях Вахтанговского – с песнями, танцами, забавными диалогами.

– В наступающем сезоне ваш театр отметит вековой юбилей, а в 2022-м столько же лет исполнится с момента первой постановки «Принцессы Турандот». Не ожидается ли возобновление самого знакового вахтанговского спектакля?

– Я об этом не слышала. Хотя, если будет постановка, кто-то должен придумать новые интермедии, они ведь всегда были на злобу дня. Для третьей редакции «Принцессы Турандот» 1991 года, в которой участвовала я, их писал Виктор Шендерович. Не все приняли тот спектакль, но в репертуаре он продержался 16 лет. А выпускали мы его во время путча, я бегала на репетиции из своего театрального общежития на улице Чайковского (сейчас это Новинский бульвар) и видела танки, идущие по Садовому кольцу.

– Помогала ли вам в работе над ролью Турандот ее легендарная прежняя исполнительница – Юлия Борисова?

– Видите ли, с момента моего прихода в театр мне говорили, что мы внешне похожи. А мне всегда хотелось быть единственной и неповторимой. Поэтому, боясь в этой роли повторений, я сознательно не пересматривала старый спектакль в записи и не подошла за помощью к Юлии Константиновне – она меня даже потом спрашивала, почему. А с другой стороны – сожалею, что за столько лет ни одному режиссеру не пришло в голову использовать наше с ней сходство.

– В кино у вас почему-то меньше работ, чем на сцене.

– Долгое время я была занята в Вахтанговском очень плотно, играла по 15 и больше спектаклей в месяц, ни на что другое не хватало времени. Как-то мне предложили роль в одном из театров Парижа. Но для этого надо было уехать на два месяца. Сейчас молодые актеры в таких случаях просят найти себе замену и спокойно работают «на стороне». Но двадцать лет назад так поступать было не принято, я боялась подвести коллег, думала, что родной коллектив без меня «пропадет».

Был еще случай – позвали на телевидение на одну из главных ролей в многосерийном фильме, которые только стали у нас появляться. Но сыграть я должна была не слишком порядочную девушку, и это мне не понравилось, ведь в театре у меня тогда были сплошь положительные героини. Это теперь мне отрицательные персонажи тоже очень интересны, несколько лет назад я даже получила премию «Золотая лира» за злодейку Регану в «Лире» Владимира Мирзоева. Но все-таки моя тогдашняя наивность не была совсем уж безосновательной. Вот Василий Семенович Лановой – он и в жизни такой же, как в фильме «Офицеры». Конечно, артист должен быть очень масштабной личностью для того, чтобы на него равнялись целые поколения.

– Ваш муж Олег Митяев посвящает вам песни. Каково это – быть музой?

Своим главным с Олегом Митяевым творением Марина считает дочку Дарью. Фото из семейного архива

– Ради этого, наверное, стоило родиться на свет. Но все-таки муза в моем понимании – это что-то эфемерное. А я не только муза, но и жена, прожившая с Олегом 25 лет и за эти годы ни разу не испытавшая желания с ним развестись. Самое главное наше творение – дочь, которую мы назвали Дарья – «дар Божий». Олег, правда, признается, что иногда я действую на него как некий раздражитель, который тоже важен для творчества. Знаете, как в анекдоте про Бетховена: у него никак не пишется музыка, тут у заходит жена и говорит: «Людвиг, ты бы помыл полы!». Он отвечает «Я?! Полы?! Ха-ха-ха-ха!» (произносит на мотив начала Пятой симфонии).

– А как уживаются в семье два творческих человека?

– Олег всегда понимал и принимал издержки моей профессии. А то ведь актрисы нередко разводятся, потому что мужей раздражает вечное отсутствие жен по вечерам, их съемки в откровенных сценах. Но и я тоже к работе супруга отношусь трепетно: если он закрывается в своем кабинете и пишет, для нас с дочерью это святое. Даже на отдыхе Олег, как правило, в первой половине дня работает, нам с Дашей в это время надо обходиться без него.

– Чем занимается ваша дочь? Обучал ли ее папа игре на гитаре?

– Даша перешла на третий курс факультета журналистики. Правда, пойдет ли дальше по этой стезе, пока неясно. Аккорды на гитаре папа ей, конечно, показывал, но вообще она замечательно играет на укулеле, и голос у нее прекрасный, и актерские задатки тоже есть. В любом случае – пусть будущая профессия приносит ей радость, ведь в жизни стоит заниматься только любимым делом.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9350
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7052
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?