Настоящее название этого спецподразделения ФСБ с момента создания и до сих пор - группа "А". "Альфой" в начале 90-х годов ее окрестили журналисты, когда бойцы отказались от участия в августовском путче ГКЧП. "Альфа" звучало эффектнее. Когда первая информация о группе просочилась в СМИ, она существовала уже 20 лет, но была строго засекречена. На момент создания в нее входило всего 30 человек. В 1981 году число бойцов увеличилось до 222. Сегодня численность бойцов не разглашается, как и их имена. К юбилею легендарного подразделения "Труд-7" рассказывает о героях группы "Альфа", разумеется, уже ушедших в отставку.
Дворец амина за 3 рубля 60 копеек
Олег Балашов. В "Альфе" с 1978 года. Участвовал во взятии дворца Амина. В отставке с 1988 года.
Олег родился в 1945 году в семье рабочих. С 15 лет работал учеником токаря. После службы в армии вернулся на завод, но пойти по стопам отца ему было не суждено.
"В 1967 году мне вдруг опять пришла повестка. Я шел в военкомат, не понимая, зачем меня вызвали. Ведь я уже отслужил. Когда я пришел, меня некоторое время продержали в коридоре, а затем пригласили в кабинет. В нем сидели двое товарищей в штатском. "Олег Александрович, как вам не стыдно?" - "За что стыдно?" - удивился я. "Такой перспективный молодой человек и закапываете свой талант в землю, работаете на заводе". Не зная, что ответить, я молчал. "А не хотели бы приносить пользу родине и заниматься интересным делом?" - "Хотел бы". - "Так идите работать к нам, в Комитет государственной безопасности". Поразмыслив, я согласился. Целый год проходил медицинские комиссии и проверки. И только после этого был зачислен на службу".
В группу "А" Олег попал в 1978 году.
"Я был зачислен руководителем одного из отделений. Поначалу бойцы отнеслись ко мне настороженно. В таких командах, как "Альфа", командиры не могут уступать своим бойцам по основным видам боевой подготовки. Иначе их просто не будут уважать. К счастью, меня хорошо подготовили. И когда "старички" увидели, что я не хуже их, мне стали доверять. И за весь срок моей службы ни один из моих бойцов не погиб. А это один из главных критериев в профессии", - улыбается бывший спецназовец.
Больше всего Олег Балашов гордится своим участием в легендарной операции "альфовцев", штурме дворца Амина. Хафизулла Амин пришел к власти в Афганистане в конце 70-х, сместив, а затем и убив своего коммунистически настроенного предшественника Тараки. Советское правительство приняло решение устранить Амина.
"Я ехал на первой БМП, которая атаковала дворец, - рассказывает Олег. - Из "Альфы" нас было всего 23 человека. Только двое погибли. Это против 300 вооруженных защитников дворца. Операция вошла во все учебники для спецназа".
Оклады в группе "А" всегда были такими же, как у других сотрудников КГБ. Никаких специальных льгот и премий. Даже после взятия дворца в Кабуле бойцы получили обычные командировочные: по 3 рубля 60 копеек за день. Зато к наградам их представляли гораздо чаще.
"У других подразделений и даже ведомств это вызывало ревность. Началась конкуренция. Иногда это приводило к трагическим последствиям", - рассказывает Олег Александрович.
В 1988 году семья Овечкиных, известная на весь СССР как джазовый ансамбль "Семь Симеонов", захватила пассажирский самолет.
"Нас подняли поздней ночью и направили к месту происшествия. Но спасти пассажиров мы не успели. Амбициозные руководители МВД решили провести операцию самостоятельно. Когда мы прибыли на место, самолет горел, трое пассажиров были убиты, еще 36 получили ранения. Убежден, если бы нас дождались, этих жертв удалось бы избежать", - вспоминает Балашов.
Службу в "Альфе" Олег Балашов оставил в 1988 году. Как и многие его коллеги, Олег Александрович занялся частной охранной деятельностью. Большую часть времени посвящает жене и детям.
Сказал жене: еду на тренировку. А сам - в Афган на войну
Владимир Березовец. В "Альфе" с 1982 года. Участвовал в освобождении заложников в Тбилиси в 1983 году. В отставке с 1990 года.
"Я отслужил два года в Кремлевском полку, работал в КГБ. А потом вдруг мне предложили войти в некое секретное подразделение", - рассказывает Владимир Березовец.
О том, что он будет заниматься антитеррором, молодой сотрудник КГБ узнал, уже пройдя все испытания. Но зачислили Владимира в "Альфу" лишь после того, как его супруга дала добро.
"Без беседы с семьей ни один человек в группу "А" не зачисляется. "Уговаривать" жену приехал герой Советского Союза Виктор Федорович Карпухин. Он честно предупредил, что работа будет опасной, но Анна держалась молодцом: сказала, что все понимает и уважает мой выбор. А вскоре состоялась моя первая операция, которую я никогда не забуду".
18 ноября 1983 года в тбилисский аэропорт к рейсу №6833, следовавшему по маршруту Тбилиси - Ленинград, прибыл свадебный кортеж. Молодожены в сопровождении друзей отправлялись в свадебное путешествие. Их пропустили без досмотра: подруга жениха Германа Кобахидзе и невесты Тинатин Петвиашвили работала в аэропорту дежурной.
Через полчаса после взлета друзья жениха направились в сторону кабины пилота. Спустя несколько секунд в салоне раздались выстрелы:
"В ту ночь нас подняли по тревоге, - вспоминает Владимир. - Куда летим, не сообщили. Уже в самолете проинструктировали, что семь детей грузинской элиты пронесли на борт Ту-134 пистолеты и гранаты и требуют, чтобы их доставили в Турцию. К тому моменту они успели расстрелять штурмана, бортпроводницу и нескольких пассажиров. Второму штурману удалось заблокировать дверь в кабину пилотов и посадить лайнер в аэропорту Тбилиси".
Переговоры длились восемь часов. К самолету прибыли родители террористов и умоляли их сдаться властям. Но те угрожали взорвать лайнер.
На рассвете бойцы из группы "А" приступили к освобождению заложников. Вопреки опасениям местных властей, операция прошла как по маслу. Она длилась всего четыре минуты, и никто из пассажиров не пострадал.
Успех в таком деле определяется следующими критериями: не пострадали заложники, не пострадали бойцы, живы террористы - именно в таком порядке. Когда группа "Альфа" создавалась, спецназовцев тренировали брать террористов живьем. Позднее это требование утратило свою актуальность.
"Со временем жена привыкла к моей работе. К тому же я всегда говорил ей, куда нас отправляют. Точнее, честно пересказывал ту легенду, которую подготовило руководство. К примеру, если нам предстояло лететь в Афганистан, мы сообщали домашним, что отправляемся в Таджикистан на горную тренировку. Легенда разрабатывалась всегда - на тот случай, если в наше отсутствие жены будут созваниваться. Командование никогда не препятствовало их дружбе", - улыбается бывший "альфовец".
Владимир Березовец ушел из группы "А" в 1990 году. Сегодня он занимается сельским хозяйством. Выращивает более 90% овощей в Калужской области: "с одной стороны, хочешь сделать хорошо - сделай сам. Но с другой - если делаешь все сам, значит, не умеешь управлять. Как решить эту дилемму, я пока так и не понял", - разводит он руками.
Невыездной
Алексей Филатов. В "Альфе" с 1992 года. Участвовал в операции по освобождению больницы в Буденновске. В отставке с 2000 года.
Алексей Филатов родился в1965 году в семье военных. С отличием окончил Орловское высшее военное командное училище. В КГБ работал инженером по связи. Мастер спорта по многоборью.
"В первый раз меня позвали в "Альфу" в 1990 году. Я прошел все испытания и уже ждал, что меня зачислят в отряд, но тут меня огорошили. Выяснилось, что отдел кадров совершил ошибку. Он не учел того, что у меня был уровень секретности, который делал меня невыездным. А это означало, что служить в составе группы, которая создавалась для работы в разных точках земного шара, я не могу", - рассказывает Алексей Филатов.
Второй раз Алексея позвали в группу "А" уже в 1992 году. К тому моменту ситуация в КГБ изменилась. Зарплаты были маленькие, большинство молодых профессионалов уходили в охранный бизнес. Филатов снова прошел испытания и был принят на службу.
"В начале 90-х терроризм принял новые формы. Такие, к которым даже мы оказались не готовы", - вспоминает Филатов.
В полдень 14 июня 1995 года на главную площадь небольшого городка в Ставропольском крае въехали три "КамАЗа" в сопровождении двух милицейских "уазиков". Они остановились напротив здания городской администрации и заглушили моторы. Некоторое время из машин не доносилось ни звука. Но спустя несколько секунд из салонов выскочили вооруженные бойцы. События следующих нескольких дней навсегда изменили жизнь Буденновска и стали черной страницей в истории группы "А". Никто и не подозревал, что военные действия из Чечни могут перекинуться в провинциальный российский городок.
К тому моменту, когда к городу были стянуты войска, в руках захватчиков оказались около 2000 заложников. Террористы окопались в больнице, прикрываясь стариками и беременными женщинами.
"Некоторые называют эту операцию провальной. Но я с этим не согласен. Среди заложников были жертвы, мы тоже несли потери, но нам удалось проникнуть в здание больницы. И именно в этот момент правительство приняло решение пойти на уступки. Побоялись новых жертв. И в результате Басаеву дали уйти, - вспоминает Алексей Филатов. - Лично я провел в том бою три с половиной часа. Моего сослуживца ранили в ногу, и он не мог даже доползти до нас. Я и еще несколько бойцов прикрывали его до тех пор, пока не подоспела подмога. Потом меня наградили медалью за отвагу. Это был тяжелый бой. И он так нелепо и странно кончился".
Алексей Филатов оставил службу в 2000 году. Он бизнесмен, но активно участвует в деятельности Ассоциации ветеранов группы "Альфа". Эта организация помогает вдовам погибших бойцов.
Группа "А". Хроника
Решение о создании группы "А" было принято после событий на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году. Тогда жертвами палестинских террористов стали 11 членов израильской олимпийской сборной, а немецкий спецназ показал свою неподготовленность в борьбе с террористами. В преддверии Всемирных Дельфийских игр, которые должны были пройти в СССР в 1974 году, КГБ начал подготовку специалистов, способных противостоять всем видам терроризма. 29 июля 1974 года председатель КГБ Юрий Андропов подписал приказ об учреждении специального подразделения. Его задачи были определены как "пресечение террористических, диверсионных и иных особо опасных преступных акций".
Разрабатывать принципы работы "альфовцам" пришлось самостоятельно. Единственной подобной группой, о которой было известно на тот момент, стала западногерманская GSG-9. Но обратиться за помощью к зарубежным коллегам секретное подразделение КГБ не могло. Советские специалисты взяли на вооружение наработки ВДВ и других специальных войск. Во время тренировок бойцы учились штурмовать квартиры, самолеты, пароходы, автобусы. Пройти такую интенсивную подготовку удавалось не всем.
Точное количество операций, проведенных "Альфой", до сих пор остается в секрете. Но некоторые из них навсегда вошли в историю мировой борьбы с терроризмом.
В течение 1980 года группа "А" обеспечивала безопасность Игр XXII Олимпиады в Москве.
19 декабря 1981 года. Бойцы "Альфы" освободили заложников, захваченных в Сарапульской школе двумя вооруженными дезертирами.
4 декабря 1988 года они провели операцию по захвату террористов в Тель-Авиве, которые несколькими днями ранее похитили в Орджоникидзе автобус со школьниками и потребовали организовать вылет в Израиль.
5 декабря 1992 года освободили в аэропорту Внуково 347 пассажиров рейса Минеральные Воды - Москва, захваченных террористом-одиночкой Захарьевым.
Самой успешной операцией "Альфы" считается взятие дворца Амина в Афганистане.
27 декабря 1979 года офицеры группы "А" за 43 минуты захватили хорошо укрепленный дворец, который охраняли 300 профессиональных военных. Потери со стороны группы "А" составили всего два человека. А самой неудачной операцией "Альфы" эксперты называют штурм буденновской больницы, захваченной Шамилем Басаевым в 1995 году. Большинство заложников были освобождены, но боевикам удалось скрыться.
Главными праздниками для сотрудников "Альфы" являются 29 июля (день основания группы), 20 декабря (День ФСБ) и 27 декабря (день взятия дворца Амина).