Главная Культура 20:42 30 Мая 2014 3420
Дирижер Геннадий Рождественский завершил свое «английское путешествие»

Концертным исполнением эффектной и остроумной музыкальной редкости — комической оперы сэра Чарльза Вильерса Стэнфорда «Критик» — завершился трехлетний цикл Геннадия Рождественского «Туманный Альбион»

Сергей Бирюков

20 авторов, среди которых были и истинно великие; 38 капитальных произведений, в том числе бесспорные мировые шедевры; наконец, полтора десятка вечеров с харизматичнейшим патриархом отечественного симфонического дирижирования — так можно кратко подвести итоги этой концертной серии, которой, убежден обозреватель «Труда», суждено войти в историю.

Рождественский — настоящий англоман. Помнится, еще лет 15 назад он удивил сообщением, что лучшие симфонические оркестры на свете — не немецкие и не американские, как многие думают, а британские. Наверное, можно было бы и поспорить с категоричной формой утверждения — но когда слушаешь игру Лондонского симфонического или Лондонского филармонического, разве не хочется горячо согласиться с маэстро?

Точно так же и с британской композиторской школой. Наверное, на круг великих композиторов, если брать ХХ век, было куда больше в той же Германии, или Франции, не говоря уж о России. С другой стороны, многое ли мы из этой британской музыки слышали? И, что, может быть, еще важнее — с достаточной ли любовью нам это преподносили?

В случае с Рождественским все сошлось: высочайшее мастерство игры, продуманная системность подачи, неповторимый артистизм. Мы услышали и то, что более-менее знакомо — например, цикл вариаций «Энигма» Элгара, но в таком виде, в каком его в России, по-моему, больше никто не исполняет: с остроумными словесными ремарками композитора, которые заставляют совершенно по-другому воспринимать хрестоматийную музыку (так, самая популярная, часто играемая отдельно «пафосная» вариация оказалась юмористической картинкой возвышенных бесед композитора с его глубокомысленным другом о музыкальной классике). Мы услышали и то, что звучит достаточно редко — например, цикл из всех четырех симфоний Типпета, давший возможность наблюдать творческую эволюцию этого академичного, но в высшей степени выработанного мастера.

Мы услышали и полный изыск, вроде оркестровых обработок фортепианной музыки Скрябина, выполненных Оливером Нассеном на стыке стилистик нововенской (кто ж оркестровал в ХХ веке точнее Веберна?) и собственно британской (ядовитая красочность Бриттена) школы. Причем тут же эти пьесы в оригинальном виде исполняла Виктория Постникова — всегдашняя (и на сцене, и в жизни) спутница Рождественского, напоминая нам, что она не только признанный виртуоз, но тонкий мастер звука, знающий, что скромные и точные краски неизмеримо выше в цене пестрых и аляпистых. Уж не говорю, что это сочинение приоткрыло нам один из не самых известных сюжетов истории музыки — влияние русских композиторов на их британских коллег. Об этом, может быть, не кричат так громко, как о влиянии русских денег на британский футбол, но эта струя в культуре Великобритании присутствовала практически постоянно, начиная с рубежа XIX и ХХ веков.

Вот и опера «Критик» (1915 год), которой Рождественский завершил абонемент, в какой-то мере принадлежит к этому направлению. Достаточно сказать, что ее автор, получивший музыкальное образование в Германии 1870-х, был энтузиастом не только немецкой, но и русской музыки, а точнее творчества Чайковского. Энтузиастом настолько преданным, что именно он настоял на присвоении Петру Ильичу звания почетного доктора Кембриджского университета в 1893 году.

Стиль оперы и балансирует все время между этими полюсами: то мы слышим в ней брамсовский, то вагнеровский акцент, а то и русскую слезу, как в огромном соло альта из начала второго действия. И все это сдобрено ироничным пафосом — чего стоят только комические вариации на темы знаменитого протестантского хорала «Господь наш оплот» и финала Девятой симфонии Бетховена. Ведь сюжетом Стэнфорд взял сатирическую комедию своего земляка, выходца из Ирландии Ричарда Шеридана «Критик», пародирующую академизм и высмеивающую околотеатральные нравы: здесь показана репетиция некоей оперы «Испанская армада», классически-ходульный дух который забавно оттенен фигурой заглавного героя — «музыкального критика влиятельной сельскохозяйственной газеты», как откомментировал Рождественский. Геннадий Николаевич с помощью солистов Камерного музыкального и других московских театров вложил в исполнение особенно едкий заряд иронии. Ему-то за 60 лет карьеры досталось от горе-критиков по полной: и в советские времена, когда он был не только признанным исполнителем классики, но и самым энергичным пропагандистом авангарда, и уже в постсоветские, когда чертой «стиля» многих журналистов стала некомпетентность, помноженная на установку — непременно громить рецензируемую жертву. Тут у Геннадия Николаевича — много товарищей по несчастью среди творцов, также пострадавших безвинно от критиков: это Пушкин, Жуковский, Достоевский, Стравинский, Прокофьев, чьи едкие высказывания о злобных и невежественных рецензентах составили немалую часть словесной преамбулы — одной из тех, которыми Рождественский непременно предваряет свои концерты уже много десятилетий.

Впрочем, и мы, даже после этого пассажа дирижера, не удержимся по крайней мере от одного критического замечания. Оно касается не впрямую этого концерта, а постепенного снижения... не столько даже качества, сколько уровня шедевральности звучащих произведений. Так, большое количество прикладной музыки в концерте 26 мая, звучавший там же Скрипичный концерт Сирила Скотта, сугубо вторичный по отношению к Скрябину и Шимановскому, вызывали подозрение в том, что, вопреки утверждению Геннадия Николаевича, запас главных хитов британской музыки к концу третьего сезона все же несколько истощился.

Впрочем, менее интересно слушать от этого не стало. И причина здесь уже в самом Рождественском. Этот человек наделен таким фантастическим обаянием, его дар не только дирижированием, но словом, нюансом его потрясающего рокочущего баритона буквально заколдовывать зал настолько неотразим, что, пожалуй, он бы мог играть хоть собачий вальс — публика бы сидела не шелохнувшись, а в конце аплодировала, как подорванная.

Ну а поскольку звучал далеко не собачий вальс, и соучаствовал Геннадию Николаевичу не какой-нибудь, а высококлассный, притом глубоко родственный ему коллектив — Симфоническая капелла, выросшая из оркестра Минкультуры, которым когда-то дирижировал Рождественский, а руководит ею ученик маэстро, сам уже давно народный артист России Валерий Полянский — суммарный результат в этой родственной, теплой, я бы сказал любовной атмосфере получился супер-привлекательным.

Для автора же этой заметки концерты Рождественского имеют особый смысл: это драгоценный остаток великой эпохи нашего музыкального искусства, когда творили он, Светланов, Баршай, Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган... Из той когорты Геннадий Николаевич остался один. Как один остался Евтушенко из великих поэтов 1960-х. Слушать и того и другого — огромное счастье. По крайней мере для человека моего поколения.

Оттого очень грустно было узнать, что четверг стал последним днем английского цикла. Меньше всего думалось об этом по дороге в зал — но все хорошее когда-нибудь кончается. Однако Геннадий Николаевич и утешил: на будущие два сезона он готовит абонемент, где исполнит все мессы Моцарта. Так что еще услышим того, кто «несколько занес нам песен райских». Со вкраплениями, как выразился дирижер, партитур Бартока, Пярта, Шнитке, Лютославского — для контекста и контраста. Поди плохо?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9182
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 6881
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

По квадроциклу, на котором журналист ехал со съемок репортажа, ударил украинский FPV-дрон 

Денис Кулага. Фото из соцсетей

Военный корреспондент «Известий» Денис Кулага ранен под Часовым Яром на Донбассе. Журналист получил осколочные ранения ног, а также ожоги и переломы нижних конечностей. Об этом в понедельник, 30 сентября сообщает сайт издания. «Военный...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6114
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?