Три года назад корреспондент «Труда» позвонила Олегу Валериановичу с предложением сделать о нем книгу — и услышала, что он уже задумал выпустить автобиографию, причем писать хочет сам. «Я стараюсь уйти от набивших оскомину актерских мемуаров», — говорил мне тогда Басилашвили. Чуть позже, летом, заперся на любимой даче в Репино, не отвечая на звонки, не появляясь в городе, чтобы, по его словам, «водить шариковой ручкой по бумаге». Теперь же именно «Труду» — первому — актер рассказал об уже готовой книге «Неужели это я?! Господи…», которую выпускает издательство «Эксмо».
— Олег Валерианович, вели
— Был такой период в моей жизни, лет двадцать назад. О дневнике никто не знал. Я не показывал его даже самым близким — жене и дочкам. Записывал на протяжении
— Писали, извините, сами — или диктовали, чтобы редактор затем…
—
— Несколько неожиданно название, в нем даже знаки препинания словно передают интонацию разочарования в себе самом… Или я ошибаюсь?
— Я просто удивляюсь тому, как нехорошо мог вести себя еще лет тридцать тому назад…
— Что значит «нехорошо»?
— Не то чтобы очень плохо — гадостей никому не делал. Но… Я, например, очень люблю Москву, своих родителей. Когда отец умер, мама осталась одна, заболела. Очень тосковала по мне. А я оставался здесь, в Ленинграде, в Большом драматическом театре. Не смог его бросить (занимал в нем к тому времени не последнее место) и вернуться к маме. Я трусливо избегал принятия решения, тянул время, понимал, как трудно маме одной, но утешал себя тем, что часто бываю в Москве… До сих пор не могу себе этого простить. Все думаю: как тут надо было поступить? Выберите самый оскорбительный эпитет для определения моего тогдашнего положения — я приму любой.
— Ваша мама, Ирина Сергеевна Ильинская, была известным в СССР филологом, автором учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка». Как думаете, что сказала бы она, прочитав вашу книгу?
— Одной из главных работ мамы я считаю участие в составлении и редактировании четырехтомного «Словаря языка Пушкина». Я и моя бабушка тоже принимали участие в его создании: заполняли словарные карточки и получали по копейке за каждую. Бывали дни, когда столовая наша превращалась в редакцию, здесь собирались все авторы словаря: Григорьева, Сидоров, Левин, Бернштейн, Плотникова. Дым коромыслом, груды книг, бумаг. В конце работы обязательно пили чай с пирогом! Бывал в нашем доме и легендарный филолог, светило языкознания Александр Реформатский… Мне кажется, этой моей работой мама осталась бы довольна. Тем более не о себе любимом стремился я рассказать. Хотел познакомить людей с теми, с кем встречался в жизни. Пытался показать, как из обычного маленького обывателя постепенно, под влиянием встреч, работы, коллег сформировалась совсем иная фигура. Писал о московской школе № 324, в которой учился. Об артистах БДТ. О своих театральных учителях.
— Вы известны своей активной позицией в политической жизни. Были депутатом Верховного Совета СССР, да и сейчас не пропускаете митингов и шествий. Трудным ли был ваш путь от мальчика, шагающего по Красной площади и внимающего приветствию Сталина с трибуны Мавзолея, до борца за демократические преобразования?
— Не столько трудным, сколько долгим. Во мне постепенно рождался человек со своим, а не навязанным мнением. В том числе благодаря театру, спектаклям лучших режиссеров. В БДТ, в труппу которого я поступил в 1959 году, одним из самых незабываемых стал спектакль «Пять вечеров». Затем — «Лиса и виноград», потрясающая «Цена». Или «Ревизор», спектакль о повальной коррупции в стране… Меня недавно спросили, зачем я ходил в политику. А я в политику не ходил. Туда идут, чтобы иметь большие бабки. Я же заработал себе в период депутатства только болезни. Я просто помогал России
— К слову, почему в декабре
— Мне скоро уже 78, и я, актер, должен заниматься своим ремеслом. Но главное, полагаю, в том, что идти в депутаты должны специалисты. Необходимы профессиональные политологи, юристы. Сейчас не
Резюме «Труда»
Олег Басилашвили, актер
Родился в 1934 году в Москве.
Учился в
Служил в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (сейчас — «Балтийский дом») и Большом драматическом театре им. Товстоногова.
Популярность актеру принесли роли в фильмах Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982).