- Татьяна Ивановна, недавно вдруг прозвучало, что на самом деле вас зовут Татьяна Яновна Мицкевич.
- Это правда. Мой папа - поляк, его семья убежала в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Папин отец носил фамилию Мицкевич. Но он рано умер, папе было всего шесть лет, и бабушка вторично вышла замуж. Вот тогда, очевидно, папа стал Шмыгой.
- Не думали вернуть себе старинную звучную фамилию?
- Что вы, как я могла отказаться от папиной фамилии, тем более что его тогда уже не было в живых. Вообще родителей я обожала. Папа был инженером, но и он, и мама чудесно пели, танцевали. Умели жить радостно, хоть не были богачами. Помню, на Новый год, он же мой день рождения, папа поздно вечером ехал куда-то далеко за город, срубал трехметровую ель и ухитрялся незаметно привезти ее в Москву. Тогда это было опасно: до середины 1930-х елки были запрещены как религиозный пережиток.
- Вы учились у великого педагога Доры Белявской, из класса которой вышла Тамара Синявская и другие знаменитые вокалисты.
- То, что мой голос звучит и сегодня, - заслуга ее школы. Сколько у нас певцов, которые великолепно начинали, а потом случалось то, что называют словом "чес". Связки эксплуатировались неразогретыми, и голос быстро стирался. Вспомните, как замечательно пела Пугачева лет двадцать назад, в период сот-рудничества с Паулсом. Личность ярчайшая на нашей эстраде, но не всегда ей удавалось держаться на этом уровне, вкус давал сбои. Жаль, она очень талантлива.
- В оперетте вы встретили Владимира Канделаки, ставшего вашим мужем...
- Я и не думала, что интересую Владимира Аркадьевича. Он потрясающий певец, его роли - от Калхаса в "Прекрасной Елене" до Скарпиа в "Тоске". Замечательный режиссер, человек, обласканный властью. И кто я рядом с ним! Но как-то, возвращаясь домой на троллейбусе, заметила его "Победу", следующую неотступно. Долго сопротивлялась ухаживаниям, ведь я уже была замужем, однако его настойчивость оказалась сильнее: Знали бы вы, как это тяжело - быть женой лидера (Владимир Аркадьевич вскоре стал руководителем нашего театра)! Например, я не имела права болеть. Есть и такая беда - я очень смешлива. Случись что забавное, все улыбнутся и забудут, а я хохочу, не могу успокоиться. Помню, во время спектакля "Цирк зажигает огни" актер Алчевский за кулисами перепутал проход и появился на сцене не из двери, а из камина. Меня разобрала смеховая истерика, пришлось давать занавес.
- Актеры обычно с гордостью рассказывают о своих успехах, но молчат о провалах...
- Однажды я провалилась в буквальном смысле. Нашему театру выпало первым налаживать контакты с Югославией, отношения с которой долгое время были плохими. Мы приехали в Титоград (теперь это столица Черногории Подгорица), где на площади соорудили помост. Публика держалась настороженно-враждебно. Исполняем дуэт из "Марицы", и вдруг подо мной проваливаются доски, и я повисаю, зацепившись за один край ногой, за другой шеей. Ну все, думаю, калека на всю жизнь. А партнер Коля Каширский еще продолжает танцевать и только через какое-то время замечает меня, застрявшую в провале. На секунду столбенеет, говорит "пардон" и вытаскивает меня за руку. Номер мы дотанцовывали уже под гром оваций, концерт был спасен.
- Но сегодня оперетта не пользуется такой популярностью, какая у нее была в начале вашей карьеры.
- Очень жаль. Вы знаете, какая сильная сейчас труппа, какое талантливое молодое пополнение пришло. Те, кто попадает на наш спектакль "Большой канкан", говорят, что ничего подобного в мире нет - по темпу, виртуозности, отдаче. Но никакой рекламы! Мне так жаль, что несколько лет уже не идет спектакль моего мужа композитора Анатолия Кремера "Джулия Ламберт" по Сомерсету Моэму. Говорят - декорации развалились. А на мой день рождения 31 декабря в театре будет идти мюзикл "Монте-Кристо". Мой юбилейный вечер состоится только 23 января.
- Ваш муж в одном интервью сказал, что вы "добрая, хулиганка, жесткая, неорганизованная"...
- Ну уж хулиганка: Озорная - наверное. Когда он идет по коридору впереди - обязательно обгоню: терпенья нет ходить так же медленно, как он. А в цейтнот попадаю, потому что хочется переделать кучу дел - и дом убрать, и щи сварить.
- Сами ведете хозяйство?
- Представьте себе. Хотя с недавних пор мне помогает одна женщина, приходит раз или два в неделю. Но муж любит еду, приготовленную моими руками. За это ему частенько приходится отвозить меня в театр на машине - какой бы наворот дел ни был, я еще ни разу в жизни не опаздывала на репетиции.
Досье
Татьяна Шмыга, актриса
Родилась 31 декабря 1928 года в Москве. В 1947 году поступила в музыкально-театральное училище имени Глазунова, продолжила учебу на факультете музыкальной комедии ГИТИСа. В 1953 году была принята в труппу Московского театра оперетты и стала ведущей солисткой. В 1962 году дебютировала в кино в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии.