Глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко — человек широкой души. Она пообещала кубинцам более 1000 км путей, построенных еще при диктаторе Батисте и американских эксплуататорах и с тех пор насквозь проржавевших, отремонтировать и реконструировать: центральную линию — 835 км, южную линию — 166 км и ветку Рефинерия — 77,4 км. «Будет заменен подвижной состав, увеличена скорость движения поездов», — сообщила Валентина Ивановна Матвиенко в ходе недавнего визита на Остров свободы.
Глава Совета Федерации заявила, что наши страны заинтересованы развивать взаимовыгодные отношения, о чем говорит «намерение России принять долгосрочный план развития межгосударственных отношений до 2030 года с учетом плана экономического и социального развития Кубы до 2030 года».
После чего следует задать всего один вопрос: а в чем будет заключаться выгода России? Кубинский профит понятен: РЖД подписали контракт с Союзом железных дорог Кубы на восстановление и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, после чего на острове «в разы увеличится грузопоток и мобильность населения» (из заявления главы РЖД Олега Белозерова). Стоимость проекта — 1,88 млрд евро, срок реализации — 10 лет, исполнителем контракта выступит дочерняя компания «РЖД Интернешнл», а финансирование «будет осуществляться на основании межправительственных соглашений». И вот здесь, внимание, зарыта собака. И даже не одна.
Первым делом в глаза бросается баснословная цена «восстановления и модернизации»: по 2 млн долларов за каждый километр, на наши деньги — по 125-130 млн рублей. Для сравнения: средняя стоимость сооружения аналогичной магистрали в России, по данным «ЖелдорСпецПроекта», составляет 21 млн рублей за 1 километр на новых материалах и 14,7 млн — при использовании пригодных старых. А еще учтем, что земляное полотно на Кубе уже имеется, нужно лишь кое-где подсыпать. То есть цена там должна быть вдвое ниже, а она планируется в 5 раз выше. И это не в тайге и не в Сибири, а на побережье Варадеро...
Если бы стройку оплачивали сами кубинцы, то черт с ними: хозяин — барин. Однако — и это главное в договоре — за супердорогие железнодорожные хлопоты будут рассчитываться... российские налогоплательщики. Потому что у Кубы денег нет. По этой простой причине наша страна недавно простила Острову свободы госдолг в 31,7 млрд долларов из 35,2 млрд общей задолженности перед Россией. Оставшиеся 3,5 млрд разрешила погашать 20 равными долями в течение 10 лет. И не отдавать, а «использовать на инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики», как объяснил в Госдуме замминистра финансов Сергей Сторчак.
Вы все поняли? Мы будем ремонтировать и модернизировать магистрали на Кубе за свои же деньги, которые кубинские друзья нам должны. Такая вот «взаимовыгода».
Здесь пора вспомнить, что до революции 1959 года остров был богатейшей страной Латинской Америки, процветающим американским курортом и — увы! — по совместительству их казино и борделем. «Барбудос» Фидель Кастро национализировал частную собственность и прекратил разврат, закрыв въезд на Кубу богатым туристам из США. Советский Союз в рамках международной солидарности трудящихся взял Кубу на буксир. Кстати, сами кубинцы и тогда не горели трудовым энтузиазмом, о чем рассказывали советские специалисты, возвращаясь из карибских командировок, где тщетно пытались построить хотя бы какую-то экономику.
С тех пор много воды утекло. Чем сегодня Куба интересна для России с точки зрения той самой взаимовыгодности? Остров богат запасами никелевой и кобальтовой руды, но у нас этого добра навалом — 2-е и 3-е места в мире на рынке цветных металлов. Сахарный тростник? Но наш Минсельхоз обещает в будущем году сократить отечественные посевы свеклы на 15% из-за перепроизводства сахара. Элитные сигары? Но ведь мы бросаем курить, не так ли?
Правда, кубинцы предлагают России ловить «журавля в небе» — организовать в прибрежных водах разведку на нефть (вроде бы она имеется на шельфе). Но упаси бог нам ее там найти: при малейшей аварии тамошние океанские течения за неделю накроют нефтяным пятном половину американской Флориды — и мы век не отмоемся. Для сведения: в 2010-м авария на нефтяной вышке с разливом нефти в Мексиканском заливе (территориальные воды США) обошлась компании BP штрафом в 20,8 млрд, а полностью свои убытки крупнейшая нефтедобывающая корпорация мира оценила в 53 млрд долларов. До сих пор расплачивается.
А пока правительство Дмитрия Медведева обещает кубинцам заняться развитием водной инфраструктуры острова, включая поставки сухогрузов и танкеров — тоже, видимо, в счет прежнего долга. Еще говорят, что если на острове построить современные высокотехнологические производства, обучить кубинцев нужным профессиям, то они смогут многое... Но почему нам нужно заниматься этим у черта на куличках — за 10 тысяч километров, в чужой стране? У нас дома совсем делать нечего?
Вернемся, например, к железным дорогам, по плотности которых Россия уступает США — в 5,5 раза, Европе и Японии — в десятки раз. Согласно имеющейся в правительстве «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», к этому сроку даже по минимальному варианту нам необходимо построить 16 тысяч километров новых железнодорожных линий, а по максимальному плану — более 20 тысяч километров.
Правда, уже восемь лет РЖД не могут проложить давно запланированную железнодорожную ветку от Транссиба до Кызыла протяженностью 411 километров, из которых пока готов лишь 1 (один!) километр. И столица республики все еще остается отрезанным ломтем огромной страны.
Или Куба нам ближе?