Премьер-министр РФ вместе с первым вице-премьером с озабоченными лицами продолжают раздумывать, вводить или не вводить в стране не облагаемый налогами минимум доходов малоимущих россиян. Премьер сказал: тема чувствительная, надо подумать и обсудить. Первый вице-премьер возразил: надо взвесить плюсы и минусы.
Главу Кабинета и главного финансиста можно пожалеть: их мучительные размышления длятся не первый год, а облегчения не наступает. «Взвешивание» и «обсуждение» происходило и в конце ноября 2016 года, когда «социальный» вице-премьер Ольга Голодец объявила на всю страну: «У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана. И мы ее сегодня обсуждаем».
Неделей раньше и сам господин Силуанов, тогда еще просто министр финансов, а не «первый вице» заявил: «Считаем, что этот вопрос может быть рассмотрен после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация, когда приведем бюджеты РФ и регионов в устойчивое состояние, когда возможные уходы в тень будут минимизированы».
Но сегодня, через 11 месяцев «после 2018 года», все три условия министра выполнены. Президент Владимир Путин заявил на форуме «Россия зовет», что в России «сохраняется позитивная экономическая динамика... отмечается определенное ускорение роста:». Федеральный бюджет, имевший в 2016 году дефицит в 2,97 трлн рублей, в прошлом году исполнен с профицитом в 2,75 трлн, а в нынешнем году профицит составит более 1,9 трлн. Региональные бюджеты 2018 года, по данным Минфина РФ, исполнены по доходам с ростом на 15%. Порядок в налоговой сфере также наведен. Как заявляет глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, «на сегодняшний день вся совокупность данных, которые получает Налоговая служба в соответствии с положениями Налогового кодекса, уже позволяет анализировать соответствие доходов и расходов граждан, в том числе чиновников и их близких родственников, на протяжении более 10 лет».
Так чего еще министру не хватает? Доходов? Но, как утверждает глава ФНС, «за последние пять лет средний рост ВВП составлял примерно 1,2%, а рост налоговых доходов — почти на 70%, без инфляции — 39,6%, то есть разница между ростом экономики и налоговых доходов в 33 раза».
Мало экономим? Но еще три-четыре года назад в стране насчитывалось 12,5 млн инвалидов, а к концу прошлого года их стало 11,8 млн. И, по данным Минфина, за 2019 год число недееспособных россиян уменьшится еще на 200 тысяч человек. Но не за счет массового выздоровления, а из-за бюрократического усложнения процедуры получения льгот. Их, совершенно не объясняя целесообразность маневра, перекинули из Минздрава в Минтруд, простым приказом этого ведомства поменяли сроки и условия предоставления инвалидности, ввели балльную оценку состояния здоровья. Получить заветную розовую справку стало не легче, чем пробежать марафон за 2 часа.
И даже в планах Пенсионного фонда до 2022 года уже записано, что количество получателей денежной ежемесячной выплаты среди инвалидов будет сокращено до 11,4 млн в 2020 году и до 11,3 млн — в 2021-м. То есть «бумажное выздоровление» нетрудоспособных уже приобретает в России плановый характер, оно поставлено на поток.
Параллельно власти перебрасывают деньги, предназначенные малоимущим, на другие цели. Полмесяца назад Госдума приняла поправки в Федеральный бюджет 2019 года, согласно которым статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», которую уже увеличивали на 18,2 млрд рублей в июле, вырастет еще почти на 19 млрд. Из них 9,5 млрд пойдут на «выплаты персоналу» из числа оперативных работников, а 4 млрд — на выплаты управляющим МВД чиновникам. На 3,8 млрд рублей вырастет финансирование Росгвардии, на 1 млрд — органов ФСИН.
Вырастут и расходы на госпропаганду. В июле субсидию на 4 млрд рублей из бюджета получил Первый канал. В декабре аналогичный подарок ждет ВГТРК. 337 млн рублей сверх прежнего плана выделят Дмитрию Киселеву в лице его МИА «Россия сегодня».
А в следующие два года, по данным Счетной палаты, власть намерена увеличить расходы на содержание аппаратов Совета Федерации и Государственной думы. Прибавки немалые: если в прошлом году аппарат Госдумы стоил нам, налогоплательщикам, 10,213 млрд, то в будущем году сумма вырастет до 12,096 млрд, а еще через год — до 13,119 млрд рублей. Расходы на содержание чиновников Совета Федерации сегодня составляют 5,329 млрд, а в 2021 году вырастут до 7,194 млрд рублей...
И при этом власть «продолжает думать» над проблемой, освободить или не освободить от подоходного налога в 1,5 тысячи рублей ежемесячно самых бедных россиян — тем, кому буквально не хватает на хлеб.
Напомним, что в СССР малооплачиваемые слои населения с заработком меньше 60 рублей в месяц полностью освобождались от подоходного налога. В Европе такая льгота и нынче считается нормой, как и в бывших советских республиках Балтии: не облагаемый налогом минимум дохода составляет в Латвии — 250 евро в месяц, в Литве — 400 евро, в Эстонии — 500 евро.
В России по этому вопросу даже среди чиновничьей элиты мнения разделились. Министр экономического развития Максим Орешкин (официальный годовой доход — 21,6 млн рублей) — за, а министр финансов Антон Силуанов (доход — 40 млн рублей) — против. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко (15,3 млн рублей) — за, а председатель Госдумы Вячеслав Володин (71,7 млн) пока «воздерживается»:
Плюрализм. Демократия.
Слова
«У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана».
Ольга Голодец, вице-премьер. Осень-2016
«Это всегда тонкая история, как только появится такого рода деление в налоговом законодательстве, ряд людей могут посчитать себя незаслуженно обойденными. Скажут: мы тоже не богатые, а с нас почему-то НДФЛ все-таки решили брать...»
Дмитрий Медведев, премьер-министр. Осень-2019