Международный культурный форум открывается 1 декабря на берегах Невы. Проводится он в пятый раз и уже стал одним из главных событий в духовной жизни Петербурга. Нас ждут незабываемые встречи с деятелями культуры из Западной Европы, Америки и Азии, а также потенциальными партнерами и спонсорами, благодаря которым удается музейщикам – организовывать уникальные выставки, музыкантам и литераторам - творить, режиссерам - снимать кино и ставить спектакли.
Хорошая новость для питерцев и туристов: в дни проведения форума городские музеи можно будет посещать бесплатно. Для чего нужно просто зарегистрироваться на профильном сайте, распечатав свой электронный билет.
На спектакли билеты придется покупать, хотя и по достаточно демократической цене. Причем лучше загодя, потому что афиша МКФ-2016 обещает много интересного театралам. Скажем, «Царь Эдип» Софокла в постановке Римаса Туминаса, который везет в Северную столицу Театр им. Вахтангова, который Туминас возглавляет с 2007 года.
Это совместный проект с афинским Национальным театром в рамках культурных программ текущего перекрёстного года России и Греции. Инициатором постановки стал худрук Национального театра Стафис Ливафинос. Он «наш человек»: окончил ГИТИС, знает русский театр. Под его руководством в Эпидавре, крупнейшем из сохранившихся древнейших амфитеатров под открытым небом, проходит ежегодный Фестиваль с участием лучших театров Европы.
Премьера «Царя Эдипа» состоялась минувшим летом в Греции. На Вахтанговской сцене в Москве – в ноябре, в 95-ю годовщину театра. И вот теперь премьера в Петербурге.
– Этот проект соединят две влиятельные театральные традиции: опыт греков в постановке древних трагедий и русскую школу психологического театра, - сказал корреспонденту «Труда» Римас Туминас. – Сегодня театры воспринимаются как единое целое. Я не ощущаю тут какого-то разрыва, иного пространства. Счастье, любовь, ненависть - все это мы чувствуем одинаково. Разве, например, у боли есть национальность? Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа - таланта. Вот это я признаю, это от Бога.
– Почему выбрали именно эту трагедию Софокла, Римас Владимирович?
– Во-первых, она очень актуальна. Во-вторых, с «Царем Эдипом» у меня многое связано. Некоторое время назад мне предложили поставить ораторию Игоря Стравинского по данной трагедии в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Получилось, и «Эдип», что называется, взял меня в оборот.
– Говорят, вы не любите новомодных противник спецэффектов и актерских импровизаций?
– Я считаю самым главным сценическим эффектом актерское мастерство. Что касается импровизации, то она присутствует на репетициях и, как правило, связана с познанием эпохи, культуры, обычаев. Но во время действия – никаких импровизаций.
– Если коротко, что вы хотели сказать постановкой «Царя Эдипа»?
– Наш спектакль о достоинстве, чести, силе духа. Всесильный царь смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из благополучной жизни нищим. Сегодня лидеры в большинстве своем чувствуют себя ни в чем не виноватыми - все оправдывается, все дозволено. Мне хотелось бы поднять флаг в честь человека, способного на раскаяние и покаяние.
Питерская премьера «Царя Эдипа» состоится 2 и 3 декабря на исторической сцене Александринского театра. Заняты в спектакле звезды отечественной Мельпомены – Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев. Хор будет представлен артистами Национального театра Греции в Афинах.