Сериал «Бригада» вышел на канале «Россия» в 2002 году и буквально взорвал эфир. Гангстерскую сагу про четырех друзей детства, ставших криминальными авторитетами, обожали и проклинали, награждали премиями и подвергали хуле за романтизацию уголовного мира. И вот спустя 10 лет на экраны кинотеатров выходит фильм «Бригада. Наследник» – продолжение культового сериала. Ждет ли новый фильм такой же успех? Обозреватель «Труда» усомнился в этом.
На премьере в столичном «Октябре» набился полный зал народа. Но, странное дело, не было практически никого из кинематографического бомонда. Из политиков пожаловал только Алексей Митрофанов, который, как выяснилось, засветился в одном из эпизодов фильма. Публика в этот вечер пришла совсем другого толка: наряду с неизвестными широкой общественности господами в смокингах было много крепышей с бритыми затылками, попадались и вовсе экзотические персонажи в тренировочных костюмах. Такого фешенебельный «Октябрь» уже давно не видел.
Давненько не видел он, боюсь, и столь аляповатого, беспомощного зрелища, в которое идейный вдохновитель сиквела Александр Иншаков вбухал, по разным оценкам, от 5 до 7 млн долларов. К чести продюсера, эти доллары на экране все-таки видны: в прологе фильма возникает размашисто снятый Нью-Йорк, по ходу сюжета безжалостно разбивается энное количество иномарок, а в финальных эпизодах действие и вовсе переносится под крышу большой арены «Лужников». Словом, размах картинки впечатляет. Если бы ей хоть в малой мере соответствовал еще и масштаб мысли! Но с этим в фильме как раз большая напряженка…
Начнем с того, что у новой картины нет того, что обычно именуют сценарием, – вместо него есть набор плохо связанных между собою сцен. «Бригада-2» рассказывает донельзя мутную, напичканную всяческими несуразностями историю про то, как 18-летний сын криминального авторитета Саши Белого Иван (в его роли невыразительно снялся Иван Макаревич, сын известного «машиниста») вместе со своими жуликоватыми дружками попадает в Америке на большие деньги. Чтобы вернуть долг, Иван втайне от мамы (в ее роли Екатерина Гусева, единственная из прежней «Бригады») летит в Россию, где ему, оказывается, принадлежит большое наследство, оставленное отцом. Здесь на Ивана ведут охоту сразу несколько конкурирующих банд, уже приватизировавших собственность Белого. Они безнаказанно убивают американских друзей Ивана, берут в заложницы прилетевшую ему на помощь маму, потом его самого…
Вдобавок нашему герою чинит всяческие препятствия большущий чин из КГБ – главный враг Саши Белого из первой «Бригады», в дочь которого Иван, конечно же, влюбляется. Генерал поднимает по тревоге весь наличный московский спецназ, чтобы найти и обезвредить Ивана. Но, разумеется, в финале юные Ромео и Джульетта, проявив смекалку и сноровку, посрамляют всех своих врагов. И решают навсегда связать свою судьбу не с богатой Америкой, а с родной, пусть и насквозь бандитской, Россией. Такой вот патриотичный финал. Но много ли толку будет нашей многострадальной стране от прогоревшего в Америке юного мошенника, вернувшегося в Россию за папиными гангстерскими миллионами, – этот вопрос авторов фильма как-то не волнует.
Их, думаю, волнует совсем другое. Сценарист и режиссер фильма Денис Алексеев, который до сих пор был известен как помощник депутата, доцент философского факультета МГУ, религиовед, скромно намекает в интервью, что если будет финансовый успех у второй части «Бригады», то они с продюсером Иншаковым отважатся и на третью часть франшизы, в которой, они надеются, снимется и Сергей Безруков. Популярный актер, как известно, решительно отказался от съемок во второй «Бригаде», справедливо посчитав сюжет исчерпанным.
Но это не остановило предприимчивых авторов сиквела. В начальных кадрах фильма они сняли кадры с участием Саши Белого, которого сыграл некий актер, похожий на Безрукова. Конечно, не обошлось без пудов грима и чудес компьютерной графики, но эффект получился впечатляющим. Что это – месть Безрукову за отказ сняться во второй «Бригаде»? Намек на сыгранного им схожим образом Высоцкого? Или желание повязать культового актера обещанием лично сняться в третьем фильме франшизы? Надеюсь, у того хватит ума не делать этого. Особенно с учетом плачевного творческого результата второй «Бригады».
Римейки, сиквелы, приквелы стали форменным бичом нашего кино. Отсутствие свежих творческих идей все чаще подменяется у киношников желанием срубить бабла, эксплуатируя сюжеты знаковых фильмов прошлых лет. Безжалостной и бездарной перелицовке уже подвергнуты классические ленты Рязанова «Ирония судьбы» и «Служебный роман», на подходе – новые версии «Кавказской пленницы», «Джентльменов удачи», «Белого солнца пустыни». Теперь вот жертвой пала совсем уж недавняя «Бригада». Снаряды ложатся все ближе. И они все чаще бьют по головам ни в чем не повинных зрителей, которые идут в кино на знакомые названия и раз за разом попадают впросак.