Наша система образования серьезно больна, причем больна в результате умышленного заражения – такое ощущение возникает после знакомства с заявлением ученого совета филологического факультета МГУ, которое в эти дни распространяется по интернету со скоростью лесного пожара.
О том, что со школьным и вузовским образованием в России что-то не так, говорят и пишут уже не первый год. Но этот документ под названием «О реформе образования, ее итогах и перспективах» – особенный, поскольку подписан авторитетными преподавателями главного вуза страны, которые четко и профессионально ставят диагноз, грозящий превратиться в ее некролог.
Главный посыл письма филологов: разрушение гуманитарного образования – это не ошибка и не разгильдяйство, а хорошо продуманная диверсия, которую сознательно проводит Минобразования. Так, недавно утвержденная «Программа развития образования до 2020 года» констатирует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор и не собирается корректировать образовательную политику. Балом по-прежнему будет править ЕГЭ, а знания школьников будут оцениваться по табличкам, напоминающим карточки «Спортлото».
Филологи обратили внимание на то, как систематически уничтожается «советская» составляющая постсоветского образования: из литературы убирают все, что связано с обсуждением и усвоением материала, то есть идет сознательное ограничение мыслительных способностей школьника. И понятно почему: современной политической и экономической элите нужны не рассуждающие индивидуумы, а, как выразился бывший министр Фурсенко, продвинутые потребители.
Отсюда и стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе – сделать его частично или полностью платным.
Проводимая в сфере образования политика уже дает свои плоды, о которых пишут филологи: резко сократились часы на русский язык и литературу, на порядок упал уровень их преподавания, с отменой сочинения произошли качественные изменения в характере преподавания – учащийся более не самостоятельно мыслящая личность, которая может анализировать и рассуждать, он превращается в потребителя информации.
Члены ученого совета заявили о том, что они не приемлют политику разгрома российского гуманитарного образования. Они не доверяют тем чиновникам, которые эту политику разрабатывают и реализуют. Филологи настаивают на публикации всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности Министерства образования за последние 20 лет, а именно:
– о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области;
– о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ Министерства образования;
– о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов;
– о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.
Есть ощущение, что подобные требования созрели не только у филологов, но и у представителей остальных наук.
Голос
Виталий Третьяков, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ:
– Я абсолютно разделяю тревогу ученого совета филфака МГУ. Нельзя не заметить, что знания по русскому языку и русской литературе, да и по другим гуманитарным дисциплинам у современных студентов резко снизились. Нынешний школьный отличник – это уровень троечника в советские времена. Количество ошибок в письменных текстах достигает 20–30. В советское время с такими показателями люди даже не решались подавать документы в вуз! Идет дикая тенденция сокращения числа часов на преподавание гуманитарных предметов, непонятные слияния русского языка и литературы в один предмет, отмена сочинения как жанра – все это приводит к тому, что мы сейчас видим. Многие студенты уже не отличают ненормативную лексику от нормативной. И это в МГУ, а что же тогда творится в других вузах? В результате за последние годы у нас нет достижений в гуманитарных науках, нет новых имен и открытий. Самое печальное, что преподаватели вузов не могут предъявлять претензии к невежественным студентам, потому что в школе их так учат. Если подобная ситуация будет сохраняться, то у нас скоро останется только один тип гуманитарных факультетов – по подготовке переводчиков. Хотя и нынешние переводчики уже изъясняются на полурусском языке, потому что не в силах подобрать русские аналоги к иностранным словам.