Главная Культура 22:23 29 Октября 2013 3476
«Нос» с точки зрения Фрейда

Российская публика увидела оперу Шостаковича в прямой кинотрансляции из Нью-Йорка

Сергей Бирюков

Уже третий год российские кинозрители имеют возможность смотреть трансляции лучших спектаклей главного музыкального театра Америки — «Метрополитен-оперы». И все три года старт сезона проходил «с русским акцентом»: в прошлые годы спектакли открытия («Анна Болейн» и «Любовный напиток») проходили при участии звездного сопрано Анны Нетребко в главных ролях. На этот раз традиция получила развитие: сезон открыли не только наши исполнители — дирижер Валерий Гергиев и та же Нетребко, но и отечественная опера — «Евгений Онегин» Чайковского. А следом за ней, в конце минувшей недели, американцы показали нам русский авангард ХХ века — оперу Шостаковича «Нос».

Если сравнивать эти два спектакля, то я бы безусловное предпочтение отдал «Носу». О «Евгении Онегине» говорили много как о политическом событии (накануне гей-активисты выступили с протестом против участия дирижера и певицы, которые «поддержали Владимира Путина, чей режим угнетает российских геев» — «Труд» писал об этом) и мало как о художественном явлении. Действительно, при всей качественности работы большинства исполнителей Анне Нетребко не удалось в полной мере выйти из своего привычного амплуа итальянского сопрано, и ее Татьяна плотностью вокальной подачи напоминала скорее героинь Доницетти и Верди. А постановка Деборы Уорнер и Фионы Шоу, по внешности историческая, так в лоб педалировала тему страсти Татьяны к Онегину (в последнем объяснении она буквально впивается в губы несостоявшегося возлюбленного), что это говорило о глубоком непонимании дамами-режиссерами Пушкина и Чайковского.

Наоборот, южноафриканскому художнику, мультипликатору и режиссеру Уильяму Кентриджу, чье плакатное искусство выросло из критики апартеида, социальная сатира Гоголя и Шостаковича оказалась очень близка. Взяв на себя и режиссуру, и сценографию (в том числе анимационную проекцию), постановщик создал представление, явно наследующее конструктивистским спектаклям Мейерхольда. Ни секунды не скучно смотреть все эти постоянные смены планов с бедняцки-уютной комнатки Ковалева на громадные площадные сцены со странными сооружениями вроде не то будки квартального, не то броневика 1920-х годов. Луч прожектора просто перемещается из пространства в пространство — и из эпохи в эпоху. Герои словно тоже мечутся между временем Гоголя и Шостаковича — то мы видим стилизованные полицейские шинели, то барышень в «геометрических» нарядах, навеянных конструкциями Татлина и Родченко, а то — советского начальника в барашковой шапке будто из комедий Александрова (костюмы Греты Гойрис). Наверное, в этом стремлении соединить эпохи и сказать про Россию все разом есть и пережим, и, парадоксальным образом, банальность: например, когда громадный анимационный Нос на заднике стены рисует углем портрет... правильно, вы угадали — Сталина. Да еще и пожирающего некий красный круг — уж не солнце ли из сказки Корнея Чуковского «Крокодил»? От Кентриджа такого можно ожидать, о русской поэзии он, похоже, наслышан — по заднику рассыпаны цитаты из стихов Блока, Маяковского... А еще — географические карты, схемы каких-то машин, куски железнодорожного атласа СССР с расписанием поездов Октябрьской железной дороги и даже, как показалось на мгновение, громадный портрет Зигмунда Фрейда —главного разгадывателя скрытых смыслов. Ни квадратного метра и ни секунды без мелькания символов.

Колоритно? Безусловно. Пестро и напряжно для глаза? Есть и такое дело. С другой стороны, кто даст голову на отсечение, что этой чрезмерности, полифонической усложненности, лабиринтной запутанности нет в самой партитуре Шостаковича? Какому гению в 22 года не хочется доказать, что он смелее и изощреннее всех?

Фото Сергея Бирюкова

Но на то он и Шостакович, чтобы иметь под своими амбициями громадное основание. В ломящейся от придумок партитуре — предчувствие и будущих мощных кульминаций Пятой и Седьмой симфоний, и неожиданная хрупкость гармоний в редкие моменты лирики, и потрясающие тембровые находки, вроде антракта, написанного для одних ударных. Петербургский дирижер Павел Смелков отлично ориентируется в этом мире звуковых парадоксов — Мариинский театр, где он работает, был одним из первых в России, кто решился восстановить авангардную оперу после шквальной критики 1930-х годов (впрочем, справедливости ради отметим — первыми, прорвавшими заговор молчания вокруг опальной партитуры, были Камерный музыкальный театр Бориса Покровского и дирижер Геннадий Рождественский в 1974-м).
Конечно, исполнение такой сложной партитуры с огромным количеством сольных партий не могло обойтись без русских певцов — понятно, в основном петербуржцев, как и дирижер: это очень колоритный Владимир Огновенко (цирюльник Иван Яковлевич, он же Хосрев-Мирза), квартальный (Андрей Попов), врач (Геннадий Беззубенков), слуга Ковалева Иван (Сергей Скороходов)... Но главная партия Ковалева поручена бразильскому певцу польского происхождения Паулу Шоту, и это удачный выбор: обладатель отличного баритона, он и хороший драматический актер — кстати, знакомый с современным русским репертуаром, поскольку исполнял партию профессора Преображенского в опере Александра Раскатова «Собачье сердце» в спектакле миланского театра «Ла Скала». Из эпизодических исполнителей, пожалуй, больше других запомнилась красавица-китаянка Инь Фань с ее чудесным «моцартовским» сопрано (партия дочери штаб-офицерши Подточиной). Всех их Смелков сумел сплотить в единый многоликий и многоголосный ансамбль, работающий с громадным увлечением и драйвом.

Следующий русский спектакль «Метрополитен-оперы» на наших киноэкранах пройдет в январе — это будет «Князь Игорь» в постановке самого известного нашего оперного режиссера Дмитрия Чернякова. А кроме того, до конца сезона мы увидим еще семь спектаклей мировой оперной классики в продукциях одного из самых знаменитых оперных театров мира. Ближайший — «Тоска» 9 ноября с Роберто Аланьей и Георгием Гагнидзе в главных мужских партиях. Да, недешево — билет стоит больше тысячи рублей. Но таково условие американцев. И даже за такую цену все больше желающих побывать на нью-йоркских спектаклях — пусть виртуально, но эта виртуальность благодаря звуку 5.1 и картинке HD, передающей сигнал с десятков камер на сцене и за сценой, порой выпуклей, чем впечатление от физического посещения оперного театра. Приятно отметить, что и число российских залов, куда транслируются спектакли из Америки, значительно возросло: если два года назад оперную классику были согласны давать у себя только пять кинотеатров в Москве и Петербурге, то сегодня количество экранов приближается к 60 в 25 городах. Впрочем, расти еще есть куда: в одной Германии трансляции принимают около 300 кинотеатров, а всего в мире их число подходит к 2000.

Да и наш Большой театр, оказывается, тоже транслирует спектакли на сотни экранов планеты — при помощи той же российской компании CoolConnections, что обеспечивает передачи из Нью-Йорка. Но среди них всего 11 отечественных, и то они появились в этом списке лишь в мае нынешнего года.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9529
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7231
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?