Главная Культура 00:09 29 Мая 2015 2244
«Гражданин» и другие неофициальные лица

В Москве завершился фестиваль польского кино «Висла». Зрители, что называется, висели на люстрах

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Основной фестивальной площадкой стал кинотеатр «Пять звезд на Павелецкой», где в разных залах с утра до ночи шло польское кино, некогда столь популярное у нас. В эпоху застоя не без труда прорывавшиеся к нам острые, смелые фильмы Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, Ежи Кавалеровича, Анджея Мунка, Кшиштофа Кеслевского несли правду, подчас тревожную, горькую, о социальных потрясениях и духовных исканиях наших соседей, с которыми мы переживали общую, нередко драматичную послевоенную историю.

После распада Советского Союза и последовавшей за этим ломки отечественного кинопроката польское кино на добрые четверть века ушло из нашего культурного и духовного обихода. А вернулось только благодаря фестивалю «Висла», который с энтузиазмом, достойным искреннего восхищения, вот уже в восьмой раз проводит в Москве и ряде других городов дружная и красивая чета в лице Петра и Малгожаты Скульских — польских патриотов и при этом больших друзей России. В ноябре в Варшаве, а затем по всей Польше пройдет ответный фестиваль российского кино «Спутник», который традиционно соберет тысячи заинтересованных зрителей.

Залы в московских «Пяти звездах» тоже были полны все эти дни. И польское кино на поверку не разочаровало ни зрителей, которые на многих сеансах висели, что называется, на люстрах, ни профессиональное жюри, которое состояло из российских кинокритиков и в состав которого входил кинообозреватель «Труда». Всего на фестивале было показано порядка 70 фильмов. Конкурсная программа, состоявшая из 12 полнометражных лент, порадовала жюри высоким качеством, жанровым и стилевым своеобразием. В ней нашлось место и тонкой мистической драме «Тело» в постановке Малгожаты Шумовской, уже завоевавшей «Серебряного медведя» в Берлине, и талантливо придуманной и душевно снятой современной сказке «Сердце, сердечко» Яна Якуба Кольского, удостоенной награды американских критиков на фестивале польского кино в Чикаго, и яростному антиалкогольному памфлету «Песни пьющих» в постановке Войцеха Смажовского, собравшему гроздь наград на национальном кинофестивале в Гдыне, и молодежным драмам «Карт-бланш» Яцека Люсиньского и «Обещание» Яны Козеяк, погружающим в будни современной польской школы.

Кстати, героями польских фильмов часто становятся учителя, врачи, ветеринары, заводские рабочие, кассиры супермаркетов, повара, водители такси, архитекторы, то есть обычные люди, а не только патентованные злодеи или ночные бабочки (куда же без них!), и это рождает доверие зрителей к своему кино. Так, фильм «Боги», рассказавший о кардиохирурге Збигневе Религе, который вопреки скепсису коллег, бюрократическим препонам и собственным сомнениям провел первую в Польше удачную пересадку сердца, стал настоящим хитом польского экрана. Этот внешне скромный, но талантливо, с любовью к своему герою сделанный биографический фильм целых четыре месяца держался в лидерах польского кинопроката. У нас, замечу для сравнения, век фильма в прокате исчисляется двумя-тремя неделями. И здесь нам есть чему поучиться у польских прокатчиков. Как, впрочем, и умению режиссеров обходиться при постановке фильмов разумными бюджетами. Сметы большинства польских фильмов укладываются в 1-2 млн евро, а наши рассказы про российские блокбастеры стоимостью 35, а то и 50, 90 млн долларов вызывают у поляков священный ужас. Для них такие цифры за гранью понимания.

Возвращаясь к фильму «Боги», открою секрет: эта работа Лукаша Пальковского долго котировалась у нашего жюри в качестве основного претендента на профессиональный приз «Слон». Но этой яркой картине в итоге заслуженно достался приз зрительских симпатий, который был разделен с фильмом «Карт-бланш», рассказывающим о взаимоотношениях талантливого педагога и его учеников. Так что наши зрители выше всего оценили фильм про врачей и учителей — отметим этот симптоматичный момент! А наше профессиональное жюри присудило «Слона» фильму в постановке Ежи Штура, которого многие на постсоветском пространстве знают и любят по ярким комедийным ролям в фильмах «Секс-миссия», «Кингсайз», «Ва-банк», но который в последние 20 лет проявил себя еще и как яркий режиссер, звезда европейского авторского кино, чьи фильмы получают призы на крупнейших мировых кинофорумах.

Его новый фильм «Гражданин» снят в редчайшем жанре трагифарса. Через судьбу простого обывателя, не причинившего никому зла, но и не совершившего ни одного значимого деяния, которого, как жухлый лист, носит ветер перемен, режиссер прослеживает польскую историю на протяжении последних 50 лет. И делает это без трагического пафоса, а с иронической улыбкой, иногда даже с легкой издевкой. Поляки, как, наверное, и все нации на свете, не очень любят видеть себя в ироническом свете. Поэтому фильм вызвал в Польше полемику, а некоторые горячие головы потребовали даже, чтобы Ежи Штур покинул свою родину, якобы им оклеветанную. Но право режиссера на собственное видение истории отстояли польские коллеги, присудившие Ежи Штуру специальный приз на национальном кинофестивале в Гдыне, а также зрители, валом повалившие на этот остроумный и просто умный фильм. Потом были призы в Америке и Австралии, громкие премьеры «Гражданина» практически во всех европейских столицах, а теперь вот — закономерный триумф в Москве.

Жаль, что этот яркий фильм, как и ряд других талантливых и человечных польских лент, можно увидеть только на фестивале. Польское, как, впрочем, и чешское, болгарское, румынское, венгерское, сербское кино давно уже не появляется в российском прокате. А ведь кинематографии Восточной Европы могут сегодня похвастаться и фестивальными победами, и громкими прокатными победами. Фестиваль польского кино «Висла», который показал, с одной стороны, черно-белую оскароносную «Иду», а с другой — ряд прокатных хитов, сполна доказал это.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 34601
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8130
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4877
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4564
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4028
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 3976
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 3949
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...