Главная Культура 00:02 29 Мая 2013 145
Большому театру без электронной подзвучки не обойтись

Но в зал идет только естественный звук, утверждает акустик из Германии Юрген Райнхольд

Сергей Бирюков

За полтора года, прошедшие после реконструкции Большого театра, не утихают разговоры о том, что акустику знаменитого зрительного зала безнадежно испортили. Верно ли, что голоса солистов теперь естественным образом можно расслышать только из первых рядов партера, куда цены на билеты заоблачные, а для покрытия остальной части зала нужна электронная подзвучка? Правда ли, что со временем акустические свойства здания меняются сами по себе, или реконструкторам приходится постоянно придумывать новые технические ухищрения, чтобы исправить «недоделки»? Есть ли в зале так называемые глухие зоны, куда вообще не стоит покупать билет? Ответы на эти и подобные вопросы корреспонденту «Труда» удалось на днях получить из первых рук — в стенах Большого театра, от специалиста, который эту самую акустику и делал на протяжении шести лет ремонта, а теперь регулярно приезжает контролировать.

Юрген Райнхольд работает в одной из ведущих немецких акустических фирм, Muller BBM, которая возникла после войны и сделала себе имя на восстановлении разрушенных театров Германии. Именно она занималась реставрацией акустики Большого театра во время его реконструкции в 2005–2011 годах.

Использование мобильных элементов оркестровой ямы Большого театра. Рассадка оркестрантов для исполнения музыки XVIII-начала XIX века. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

Прежде всего, специалист не доверяет популярной журналистской байке, будто акустически Большой театр перед ремонтом находился на 55 месте в мировом рейтинге оперных сцен. Из тех акустических приспособлений, которые заложил в 1856 году строитель Большого, выдающийся архитектор Альберт Кавос, сохранилось процентов 85, в первую очередь обшивка зала акустической елью. В 2005 году время реверберации (остаточного затухающего звучания — главный акустический показатель для любого театра) составляло 1,35 секунды, и это при мягких декорациях «Бориса Годунова», интенсивно поглощающих звук. Как утверждает Юрген, в знаменитом миланском «Ла Скала» реверберация и сейчас, после проведенной там в начале 2000-х реконструкции, не превышает 1,2.

Рассадка оркестрантов для исполнения музыки середины XIX века. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

Но, конечно, сто лет назад акустические свойства Большого были лучше. В советские годы уничтожили полое пространство под партером, посадив его на бетонную плиту (это все равно что скрипку лишить деревянного корпуса, натянув струны на каменную доску), а лепнину из прекрасно резонирующего папье-маше заменили на более дешевый, но глухой гипс. Оркестровую яму «сжали» с 7 метров в ширину до 5,5, что лишило звук объема.

Восстановлением утраченного и занимались немецкие специалисты. В итоге, по последним замерам, реверберация на том же «Борисе Годунове» достигла 1,5 секунды. «Это фантастический показатель, больше не выжмешь. Если только не договоришься с обществом охраны памятников и не уберешь всю мягкую отделку зала», — улыбается собеседник.

С визитами немцы приезжают регулярно, раз в три-четыре месяца. Но вовсе не для физических доделок.

— Зал был технически полностью готов уже к октябрю 2011 года, т.е.к дате сдачи, — говорит специалист. — Но представьте, что вам дают в руки скрипку. Даже к самому лучшему инструменту надо приспособиться. В определенном смысле таким сложнейшим инструментом является зал. Причем после реконструкции он стал еще сложнее, поскольку в оркестровой яме появились подвижные элементы, дающие возможность менять ее конфигурацию и отражающие способности, в зависимости от размеров оркестра и стиля исполняемой музыки.

Например, задняя стенка ямы снабжена множеством панелей, одна сторона которых активно отражает звук, другая поглощает. В зависимости от того, нужно ли нам подчеркнуть или пригасить звучание, скажем, литавр, ближайшие к ним панели поворачиваются нужной стороной.

Именно для того чтобы вместе с музыкантами найти рецепты правильного использования всех этих элементов, и приезжают сюда Юрген и его коллеги.

Рассадка оркестрантов для исполнения музыки Вагнера и Рихарда Штрауса. Рисунки предоставлены фирмой Muller BBM

В любом случае, говорит он, рассказы о том, что будто бы певцов теперь не расслышишь без электронной подзвучки, безосновательны. В Большом, как и в других ведущих оперных театрах мира, в зал идет только естественный звук. Динамики на сцене есть, но их назначение совершенно другое: те, что нацелены в зал, используются при речевых выступлениях, а направленные в сторону задника помогают артистам, находящимся вдали от оркестра, хорошо его слышать.

Получил «Труд» и несколько советов, как выбрать место в зрительном зале. Если вы хотите получше разглядеть актеров, готовьтесь к тому, что в первых рядах партера плоховато со звуковым балансом: вы слышите в первую очередь те инструменты, которые ближе всего к вам. Сбалансированно звук начинает поступать где-то к середине партера и дальше.

Но и в конце партера звук оркестра плосковат — это уже мое личное наблюдение. Когда оркестр заиграл увертюру к «Князю Игорю» (премьера оперы — через неделю), виолончели и контрабасы словно стушевались. Заметно объемнее звуковая картина воспринимается с верхних ярусов, где билеты, к слову, гораздо дешевле. Это подтвердил и Юрген Райнхольд: если вы меломан, не тратьтесь на так называемые престижные места — за цену одного такого места вы и сами оперу наверху послушаете, и еще пяток своих друзей пригласите.

Так на каком же месте сегодня находится Большой в мировом рейтинге? Райнхольд назвал три исторических театра с лучшей, на его взгляд, акустикой: это неаполитанский «Сан-Карло», буэнос-айресский «Колон» и мюнхенский Национальный театр. Историческое здание Парижской оперы, по его словам, «переполнено ватой и нуждается в санации». Знаменитую оперу Сиднея, несмотря на славу этого театра, Юрген и вовсе определил как «акустическую катастрофу». А вот Большой, согласно его оценке, если не в первой десятке среди исторических театров мира, то уж во второй — точно.

Тут включившийся в наш разговор главный дирижер театра Василий Синайский неожиданно вывел его из чисто акустической плоскости: идти надо на выдающегося исполнителя. Когда в конце 1980-х (ремонтом тогда и не пахло) в Большом дирижировал Евгений Светланов, о дефектах акустики как-то забывалось: все звучало и дышало...

Прямая речь

Юрген Райнхольд: «Оптимальную конфигурацию ямы должен выбирать каждый дирижер»

— При проектировании мы предусмотрели в оркестровой яме много мобильных элементов для того, чтобы можно было адаптировать ее к оркестрам различного состава. Это касается, главным образом, глубины оркестровой ямы, измеряемой от верхнего края ограждающей стенки до уровня пола в яме. Для небольшого оркестра (например, для исполнения музыки Моцарта) идеально устанавливать яму на глубину около 1,80 м; для оркестров большего состава идеальная глубина составляет около 2,10 м. Для очень больших оркестров (например, в операх Вагнера) яму можно опускать еще ниже на глубину 2,40 м или делать ее ступенчатой.

Задняя стенка в случае очень большого оркестра может отодвигаться назад, так что под передним краем сцены создается площадка для расположения дополнительного числа музыкантов. Кроме того, элементы задней стенки с одной стороны имеют звукопоглощающую (перфорированную) поверхность, а с другой стороны — звукоотражающую и могут по отдельности разворачиваться той или иной стороной к музыкантам. Таким образом, можно целенаправленно ослаблять звучание громких инструментов и улучшать баланс звучания оркестра в целом.

Все эти конфигурации оркестровой ямы обсуждались с театром, мы вместе их опробовали и они применяются в соответствии с музыкальным репертуаром.

Дополнительные опции в виде переносных перегородок, подиумов/подставок для отдельных инструментов или специального расположения отдельных групп инструментов находятся в руках оркестрантов и дирижера. Мы, как акустики, создали идеальную среду для оркестра, а оптимальный вариант конфигурации ямы сообразно с составом коллектива должен в каждом случае выбирать конкретный оркестр и дирижер. Как индивидуальными являются декорации к каждой отдельной сцене, так и каждый оркестр имеет свой собственный характер, и соответственно существует много конфигураций для использования оркестровой ямы.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 34338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8097
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4846
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4551
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4020
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 3956
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 3907
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...