Главная Культура Афиша 19:01 29 Апреля 2017 5877
Мистический Баженов

Сегодня в Москве открывается выставка, посвященная великому и загадочному русскому архитектору

Оксана Гаврюшенко

Василий Баженов — одна из самых славных и загадочных фигур в истории русской архитектуры. От зодчего, признанного величайшим, остались только два достоверно принадлежащих ему проекта — Большой Кремлевский дворец и Царицыно, притом оба не сохранились в камне. Даже авторство знаменитого Пашкова дома некоторыми исследователями подвергается сомнению. Да и назвать текущий год юбилейным организаторы масштабной двухчастной экспозиции (в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева и некоммерческом фонде IN ARTIBUS) могут лишь условно. На самом деле 280-летие со дня рождения выдающегося зодчего можно праздновать и в будущем году, поскольку нет бесспорных сведений, в 1737-м он родился или в 1738-м.

Выставка объединила произведения не только из Музея имени Щусева и фонда IN ARTIBUS, но также из Третьяковской галереи, Театрального музея имени А.А. Бахрушина, музея-заповедника «Царицыно», Российской государственной библиотеки и частных коллекций. О мировом значении Баженова говорит и состав участников международной научной конференции «Василий Баженов и греко-готический вкус», которая откроется 18 мая и соберет вместе специалистов из МГУ, Московского архитектурного института, Государственного института искусствознания, Русского музея, даже Сорбонны.

Архитектурный чертеж. 1764 год

О том же — о баженовском универсализме — можно судить и по составу экспозиции, где творчество великого зодчего представлено в окружении произведений таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт... Хотя, отметила куратор выставки Анна Корндорф, монографическую экспозицию было бы делать легче.

К слову, почти 30 лет назад, в 1988-м, в СССР проводилась именно такая, достаточно крупная выставка, посвященная творчеству самого Баженова. Но сегодня организаторы и творцы экспозиции хотят познакомить зрителей с особой средой, которая, по словам Анны Корндорф, позволит «посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть „готическое“ в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры, прочувствовать этот шлейф».

Какой была русская архитектура, явление, параллельное новому классицизму, который Баженов привез из Франции, куда был послан как самый одаренный студент Академии художеств? Здесь много вопросов, связанных с фигурой художника, вроде бы и идеального для монархии, но отвергнутого ею в определенный момент. Так, в драматургии экспозиции фонда IN ARTIBUS особым смыслом наполнены разделы «Императрица» и «Архитектор». Они предъявляют разные взгляды на «готический вкус» тех, кто был его законодателями в России. Екатерина II испытывала к готике чувства очень противоречивые. Сначала одобрила проект масштабной и пышной резиденции в селе Царицыно, позже вдруг резко отказалась от нее (вспоминаются знаменитые монаршие слова «здесь невозможно жить»), и работавший в полную силу над проектом Баженов оказался в опале. Масонство ли пресловутое тому виной (хотя в те годы многие созидатели прекрасного — художники, писатели, архитекторы — вступали в масонскую ложу), личные ли мотивы, непонятно. Императрица сама была фигурой крайне неоднозначной. В залах фонда IN ARTIBUS мы видим и парадные портреты Екатерины II, и ее изображение в шугае и кокошнике, и государыню в образе античной богини Минервы.

В разделе «Русское готическое» пространство фонда IN ARTIBUS преображается в площадь, центром которой становятся соборы Кремля и колокольня «Иван Великий», какими они представлены в сохранившейся баженовской модели Большого Кремлевского дворца. Как известно, дворец должен был занять большую часть Кремлевского холма, изолировать храмы от реки и лишить нас исторического вида цитадели. Так что еще неизвестно, счастье или несчастье — отмена строительства (от котлована начали трескаться стены соборов, и пришлось все вернуть к первоначальному состоянию).

Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. И продолжается «диалог» монархини и ее любимого/опального зодчего. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины II во время коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). Указующий на планы своих творений Баженов обращен к императрице. На большой картине кисти Стефано Торелли она принимает монарший венец в сердце «готической России» — Успенском соборе Кремля.

Готику, по словам другого куратора выставки, известного искусствоведа Сергея Хачатурова, тогда понимали не так, как сейчас, — ее трактовали как противоположность упорядоченной системе Нового времени и даже как свободу, в том числе свободу говорить правду царям, за что, собственно, и поплатился Баженов, имевший смелость отстаивать свои взгляды на искусство.

В самом Музее архитектуры экспозиция занимает шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века.

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи», то есть парадный вход. Здесь находится редчайший подписной датированный рисунок Баженова 1764 года — эскиз театральной декорации, сделанный как фантазия на готическую тему. Создан, можно это утверждать с большой долей вероятности, во время учебы во Франции. В самом зале «Пропилеи» раскрывается веер возможных интерпретаций темы «готический вкус» в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) соседствует с рембрандтовским видом старого Амстердама, который в свою очередь рифмуется с панорамами древнерусских городов.

В разделе с названием «Резиденция» залы будто оборачиваются изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включавшем, однако, и элементы ренессансных, маньеристических, палладианских планировочных схем. В центре внимания — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицыно, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Панорама Царицыно. Проектный чертеж Василия Баженова. 1776 год

Анфиладу завершает раздел «Храм». Его экспонаты — уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения. Конечно, не обошлось без знаменитой церкви Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном Быково, традиционно приписываемой Баженову. Этот сказочный, поистине готический образ — один из символов творчества великого архитектора.

Церковь в селе Быково. Акварель Алексея Бакарева. 1804 год

P.S. Выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» будет работать до 31 июля.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2734
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...