На экраны выходит фильм «На Луне». После пресс-показа режиссер Егор Кончаловский поведал журналистам, что начиналась картина как продюсерский проект. Сценарий был принят к производству на студии «Вертикаль» под руководством Станислава Говорухина. После смерти классика сценарий остался беспризорным. Тогда продюсер Екатерина Маскина предложила прочитать его Кончаловскому. Он взялся за проект, но основательно переосмыслил сюжет. В итоге получился, по словам Егора, его авторский фильм: ему никто не мешал снимать то, что хотел, не донимал советами. Хотя, добавлю уже от себя, они, возможно, и не помешали бы...
Фильм рассказывает историю юного мажора Глеба Сорокина (Иван Архангельский), жизнь которого состоит из кутежей в ночных клубах, секса, гонок по московским улицам на дорогих машинах. Однажды ночью сорвавшийся с тормозов юнец сбивает пешехода. Им оказывается почетный пенсионер, легенда МУРа, наставник нескольких поколений оперативников. Теперь он лежит в коме.
Такое правоохранители никому не прощают — Глебу грозит реальный срок. Приехавший в отделение полиции крутой папаша — то ли высокого ранга чиновник, то ли олигарх из списка Forbes (Виталий Кищенко) — вызволяет сынка из кутузки и в надежде, что шухер уляжется, а заодно и в целях перевоспитания отправляет отрока на вертолете... на Луну. Так называется глухое место где-то на севере нашей страны. Там мажору предстоит разобраться в себе и отделить истинные ценности от фальшивых...
Не кажется ли вам сюжет подозрительно знакомым? Не будем вспоминать о сериале «Мажор», открывшем тему. Есть примеры и поближе. Ба, да это же фабула «Холопа», с успехом прошедшего по экранам в новогодние каникулы и все еще продолжающего добирать рекордную (более 3 млрд рублей) кассу. А еще раньше похожий сюжет был блестяще реализован в якутском фильме «Надо мною солнце не садится», показанном прошлой весной на ММКФ.
Только если якутский киноалмаз был снят в жанре философской притчи и стал международным фестивальным хитом, если «Холоп» решен в условно-комедийном ключе и стал хитом зрительским, то фильм «На Луне» снят без затей, в повествовательно-бытовой манере. Но зато со звериной серьезностью: «Закон — тайга, медведь — хозяин!»
Воспитателем мажора оказывается молчаливый, обросший седой бородой дед-отшельник (Александр Балуев), который по утрам будит Глеба ведром ледяной воды, кормит пустой кашей, заставляет тяжело работать, в том числе вычищать, простите, дерьмо из таежной заимки, превращенной туристами в туалет. А на малейшие проявления протеста отвечает увесистой оплеухой либо стрельбой из дробовика по близлежащим от Глеба целям.
Вы будете удивлены, но такая система воспитания приносит плоды, причем с непостижимой скоростью. Отъявленный негодяй, каким наш герой был заявлен поначалу, за две недели таежной жизни превратится в белого, пушистого зайку — скромного, работящего, отзывчивого. Когда главные персонажи попадут в передрягу, мажор и рану на боку деда заштопает с помощью рыболовного крючка и лески, и дотащит старика на своем горбу до людей.
Ясно, что Егор Кончаловский, поклонник жанрового кино, хотел не только создать этакий таежный триллер, но еще и высказаться о взаимоотношениях отцов и детей, которые со времен Тургенева претерпели немало изменений. Об этом режиссер говорил и после пресс-показа, и в разных интервью: «В 90-е поколение 18-летних можно было назвать потерянным. Тогда вышла из строя идеологическая матрица, рухнула система уважения к старшим. Многие ломались, кончали жизнь самоубийством. Сегодня тому поколению по 40 с лишним, у них уже выросли свои дети. И эти нынешние взрослые, пытаясь оградить чад от тяжелой жизни, которую они прошли, забросали их деньгами, подарками, роскошью. От молодых людей просто откупились, устроили им прекрасную жизнь, о которой мы мечтали, но для современных молодых людей она уже не прекрасна — она данность».
Такое ощущение, что Егор Кончаловский сам недавно свалился с Луны. Ему словно и невдомек, что сегодня кроме горстки олигархов и их пресыщенных чад существует еще и массовая бедность. Что многие молодые люди лишены не роскоши, а элементарных жизненных благ: качественной одежды, обуви, еды. И чего-то большего — социальной справедливости, например.
Если бы он задумался об этом, то, возможно, сюжет фильма не был бы столь вторичным, не тиражировал бы заезженную тему несчастных мажоров и их родителей. Но режиссер не только поверхностно обрисовал непростую социально-психологическую коллизию, так еще и в рамках искусственного, надуманного сюжета допустил, как мне кажется, серьезный этический просчет. Дело в том, что отшельник, который долго о себе ничего не рассказывает ни главному герою, ни зрителям, ближе к финалу окажется... убийцей, матерым зэком, после побега осевшим в этих местах при необъяснимом покровительстве местного участкового (Сейдулла Молдаханов). Последний, кстати, тоже принимает участие в судьбе Глеба, правда, не в ежедневном режиме, а наездами, в перерыве между запоями. Почему режиссер доверил воспитательную миссию столь сомнительным «авторитетам» — загадка.
Вот такой странный и концептуально весьма уязвимый «роман воспитания» снял Егор Кончаловский. И ни живописные северные фактуры, ни замечательная операторская работа Антона Антонова, ни самоотверженные попытки хороших актеров наделить героев живыми чертами фильм не спасают. Он остался беглым наброском, подступом к серьезной теме. Так что фестивальные призы якутского «Солнца» или кассовые успехи «Холопа» фильму «На Луне», похоже, не светят.