Пхукет, островная провинция Таиланда, давно уже стал одним из любимейших мест зимнего отдыха россиян. Однако в последние дни безоблачная погода тропического острова оказалась омрачена нешуточными страстями. Население местного курорта буквально восстало против русского бизнеса.
Банг-Тао против русских предпринимателей
В понедельник несколько сотен жителей Банг-Тао вышли на акцию протеста против деятельности русских предпринимателей. В митинге и параллельно проходящем пикете приняли участие местные бизнесмены и таксисты. Они уверяют, что русские отбивают у них клиентов. Возмущенные тайцы заблокировали офис турагентства Alex Tour, сорвав с него вывеску. Досталось и другим заведениям, использующим в своих названиях кириллицу: в частности, местная газета The Phuket News сообщает, что протестующие навестили агентства «Маруся» и «Матрешка», ресторан русской кухни «Три кабана».
Правда, – отмечают обозреватели, – как и положено в буддистской стране, протест не сопровождался насилием. К приходу недовольной толпы все заведения оказались закрыты, а громить витрины тайцы не решились.
О том, что местные жители придут протестовать к русским заведениям, было известно заранее. Еще на прошлых выходных организаторы акции уведомили об этом власти; по городу распространялись листовки и баннеры с призывами присоединиться к шествию. В своих агитках тайцы написали, что «Банг-Тао оккупирован русской мафией, и его надо освободить».
Страна победившего национализма
Следует отметить, что Таиланд действительно является одной из стран, на государственном уровне защищающих права своих граждан заниматься физическим трудом, традиционными промыслами и торговлей. Пенсионная система в этом государстве фактически отсутствует; на выплаты по наступлении преклонного возраста могут рассчитывать лишь две категории жителей: госслужащие и слоны, дожившие до 60 лет. Все прочие граждане королевства обязаны обеспечивать свою старость сами.
Однако при этом, вместо того чтобы морочить людей налоговыми реформами, государство просто не облагает налогами их личные доходы. При годовом доходе в 50 тысяч бат подоходный налог составляет всего 1 %, а при увеличении доходов до 100 тысяч бат – поднимается до 2%. В результате государство и население спокойно сосуществуют, не слишком заботясь друг о друге, но и не создавая друг другу лишних проблем.
Действуют в стране и трудовые законы: в частности, фарангам – белым иностранцам – в Таиланде запрещено заниматься физическим трудом, работать гидами, особенно в буддийских храмах и выполнять ряд других работ. Турфирмы, правда, научились обходить некоторые из этих запретов, оформляя русскоязычных экскурсоводов «переводчиками». Вообще, – отмечают россияне, посещавшие Таиланд, – все эти правила не мешают тысячам иностранцев на полузаконных основаниях работать в сферах туристического бизнеса, торговли и услуг, как не мешают и самим тайцам завозить в страну гастарбайтеров из Бирмы, поручая им самые опасные и низкооплачиваемые работы.
Тем не менее, несмотря на государственную политику, сами тайцы владеют лишь небольшой частью национального бизнеса. Рестораны, массажные салоны, парикмахерские и другие заведения сплошь и рядом принадлежат скандинавам, австралийцам и американцам. Большие предприятия и крупные торговые сети – Seven-Eleven и FamilyMart – находятся под контролем японских корпораций. Но самая большая часть бизнеса принадлежит представители китайской диаспоры.
«Русский сегмент» на Пхукете представлен в основном заведениями общепита, кафе, ресторанами и забегаловками. Ориентированы эти заведения преимущественно на россиян, которым становится невмоготу от местных супов с креветками и обжигающих салатов и которые ностальгируют по простому борщу и пельменям со сметаной. Русских, постоянно живущих на Пхукете, уже немало: около 10 тысяч человек.
Трудности перевода
Протестовавшие в Банг-Тао тайцы заявили, что русские предприниматели не только предлагают более низкие цены на свои услуги, но и подговаривают клиентов не иметь дела с местными предпринимателями, рассказывая туристам, что у тайцев, мол, товары дороже, а услуги хуже.
Однако живущие на Пхукете россияне уверены, что дело здесь в другом. Основным языком общения на острове является английский. Большинство россиян им если и владеет, то не слишком хорошо. Для тайцев он тоже не родной; многие из них знают всего пару десятков слов. В результате, не умея найти общий язык с местными жителями и «попадая» из-за этого на деньги, русские туристы в конце концов приходят к пониманию, что лучше иметь дело со своими соотечественниками, несмотря на то, что в ряде случаев это стоит значительно дороже, чем сделки с тайцами.