Не секрет, что многие россияне до сих пор предпочитали лечиться не дорогущими западными лекарствами, а их более дешевыми аналогами, произведенными в нашей стране или даже в государствах третьего мира. Как говорится, если нет разницы, то зачем платить больше?
Однако чиновники из министерства здравоохранения, похоже, рассудили иначе. Медицинское ведомство подготовило пакет поправок в закон «Об обращении лекарств», которые не позволят врачам и пациентам экономить на лечении.
Только патенты, только хардкор!
Прежде всего обозреватели отмечают, что российские чиновники решили бороться не с контрафактной продукцией, каковая составляет до 20 % от всех продаваемых в России лекарств, а с так называемыми дженериками. Это лекарства, воспроизводящие оригинальные препараты, на действующее вещество которых истёк срок патентной защиты. Стоимость таких препаратов относительно невелика, а эффективность вполне соответствует мировым стандартам. Однако если предложения Минздрава будет принято, то государство не сможет больше закупать эти препараты, а врачи – выписывать их. Вместо этого граждане вынуждены будут тратить средства на новые патентованные лекарства, значительно переплачивая за «марку».
Многие эксперты уже выразили мнение, что повышение цен на лечение при сохранении прежних объемов финансирования резко снизит объем реальной помощи, которую граждане смогут получить по государственным программам поставок жизненно необходимых препаратов. Ситуация ухудшится и для инвалидов, и для представителей малообеспеченных слоев населения; под угрозой может оказаться даже жизнь относительно небедных граждан, которым случится заболеть действительно серьезными и опасными заболеваниями.
Специалисты полагают, что документ выдавливает из сферы госзакупок дешевые и эффективные препараты потому, что согласно ему дженерики с теми же фармакологическими свойствами, что и оригинальное лекарство, не будет автоматически считаться заменой последнего, пока не будут внесены в список взаимозаменяемых.
Нетрудно догадаться, что главными бенефициариями такой законодательной инициативы окажутся международные фармацевтические гиганты, реализующие лекарства, на которые еще не истек срок патентной защиты. Солидную выгоду, – предполагают обозреватели, – при желании смогут получить и сами руководители Минздрава: уж слишком многие производители дешевых лекарств захотят, чтобы их препараты оказались внесены в заветный «взаимозаменяемый» список. И потому вполне может случиться, что после принятия поправок в высокие кабинеты медицинского ведомства выстроятся очереди «решал» с «заносами» и «откатами».
Оплачивать же весь этот праздник жизни, как и во многих других случаях, будут простые граждане из своих «стабильно растущих» зарплат и пенсий.
А «Фарма-2020» как же?
Очередная инициатива медицинского руководства повергла в ступор не только специалистов, рассматривающих ситуацию с точки зрения пациентов, но и владельцев фармацевтического бизнеса. В частности, совладелец биотехнологической компании «Биокад» Дмитрий Морозов заявил, что поправки Минздрава лишают смысла государственную программу «Фарма-2020». Ведь после их принятия получится, что государство выделило средства на производство препаратов, которые потом очень сложно будет продать.
Производить же совершенно новые, защищенные патентами лекарства Россия сейчас не в состоянии. С одной стороны, это связано с тем, что за десятилетия реформ отечественная фармпромышленность оказалась серьезно разрушена: в стране насчитывается 650 различных фармацевтических производств, но лишь 10 % из них оборудованы современным оборудованием, частично или полностью соответствующим международным стандартам. Соответственно, конкурировать с мировыми лидерами российские производители не способны.
Впрочем, это еще не главная проблема. В конце концов, оборудование для заводов можно купить, – гораздо труднее приобрести право на производство запатентованного лекарства. Слишком выгодный это бизнес, чтобы американские или японские компании его добровольно уступили. Разрабатывать же собственные препараты – по мнению экспертов, некому и не за что. Стоимость разработки и патентования одного нового лекарства составляет около 800 миллионов долларов, а национальная программа «Фарма-2020» на период с 2009 по 2020 год предусматривает на эти цели всего 3,5 миллиарда. То есть, государство фактически предполагает оплатить патентование и разработку всего четырех препаратов за 11 лет.
В таких условиях, – полагают некоторые специалисты, – выходом для российской фармпромышленности могло бы стать производство деженериков. С одной стороны, эти бывшие патентованные препараты имеют высокую эффективность, они хорошо изучены и не требуют вложений в научно-исследовательские проекты. Единственное, что нужно от производителей – не нарушать технологии изготовления. С другой стороны, такие препараты могут успешно конкурировать с большинством патентованных лекарств за счет низкой цены. В перспективе, российские фармакологические компании, «накопившие жирок» и модернизировавшие производство, могли бы выйти на уровень самостоятельной разработки препаратов. Это бы вытянуло из болота российскую науку и естественным путем, пусть и частично, приостановило бы «утечку мозгов».
Тем не менее, в имеющейся ситуации чиновники решили сделать иной выбор, поддержав и без того благополучных мировых производителей.