Как сообщил Газете.Ру глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев, более 120 сотрудников компании обратились в суд с исками к предприятию. Общая сумма исковых заявлений составляет 5 миллионов рублей. Вполне вероятно, это только первый опыт обращения рабочих в суд с заявлениями против администрации.
В начале прошлого года на металлургическом производстве была введена система сдельной оплаты труда. Сейчас работники обнаружили, что не получали деньги за переработку. Долг предприятия каждому сотруднику теперь составляет в среднем около 40 тысяч рублей.
В профсоюзе «Автосельхзозмаш», куда обратились «автовазовцы», работникам отказали в содействии. Они вступили в профсоюз «Единство» и обратились к руководству завода с просьбой вернуть положенные им деньги. Получив отказ и там, они стали обращаться в суд Автозаводского района города Тольятти.
Денежные долги – не единственная причина недовольств автовазовских металлургов. Им категорически не нравится то, каким образом их переводят на дочерние предприятия компании «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр». Ранее сообщалось, что они созданы для того, чтобы «реконструировать и модернизировать действующее производство», что в «дочках» будут работать только высвобожденные сотрудники «АвтоВАЗа», а также те автовазовцы, кто хочет получить «новую профессию, новые знания и возможности самореализации».
Однако, по словам Петра Золотарева, сами сотрудники туда не стремятся. Глядя на ситуацию, в которой оказались 4 из запланированных 12 тысяч переведенных работников, им кажется, что эти предприятия были созданы исключительно для того, чтобы не увольнять людей напрямую с самого «АвтоВАЗа». С теми, кого уже перевели на дочерние предприятия, «не заключают трудовых договоров, им не выдают спецодежды. И главное – даже не объясняют, чем именно они будут заниматься», – говорит глава профсоюза.
Руководство автогиганта страны опровергает сведения о массовых недовольствах. «В настоящее время на предприятии работают около 100 тысяч человек, при этом количество обращений сотрудников, имеющих претензии к заводу, исчисляется максимум десятками. Ни о каких масштабных проявлениях недовольства речи не идет», – утверждает директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков.
Куда только не пытаются «пристроить» сокращенных работников «АвтоВАЗа». Ранее «Труд» писал о том, что программе переселения жителей моногородов в другие регионы и о том, что первыми поучаствовать в ней предлагается как раз таки бывшим автовазовцам.
Они смогут переехать в город Тихвин Ленинградской области и получить работу на одном из заводов финансово-промышленной группы ИСТ. Это новый вагоностроительный завод. Правда, пока он только готовится к работе, но, по словам руководителя Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию Александра Семеняка, непременно начнет ее в течение этого года. Для полноценного функционирования заводу требуется не менее 3500 сотрудников, поэтому в приезжих работниках, тем более знакомых с конвейерным производством, каковыми являются «автовазовцы», его руководство более чем заинтересовано.
Для переселенцев в городе уже начали строить жилье, причем, так как в Тольятти квартиры дороже, то переселенцам, скорее всего, не придется брать ипотеку. За этот год планируется перевезти 450-500 семей, и, по словам гендиректора Агентства по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК), разработавшего программу, Андрея Языкова, компании это обойдется в 400-500 миллионов рублей.
Схема переселения такова: человек договаривается с АРИЖК о переезде, переселяется в новый город, на время ему дают общежитие, он устраивается на работу и ищет новое жилье. АРИЖК оценивает его старую квартиру и под ее залог выдает мигранту двухлетний заем под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 5,8% годовых). Размер займа будет равен стоимости квартиры за вычетом начисленных за два года процентов. На эти деньги человек должен купить новое жилье, а если этой суммы недостаточно, банк выдаст ему ипотечный кредит. При этом в течение двух лет он может либо самостоятельно продать старую квартиру, либо уступить права на нее АРИЖК.
Попытка переселения высвобожденных работников «АвтоВАЗа» станет неким экспериментом. В случае его успеха, программу станут применять и в других моногородах. Однако будет ли она успешной – большой вопрос.
По словам председателя профсоюза «АвтоВАЗа» Николая Карагина, компания намеревается перевести в дочерние предприятия около 12 000 человек, тем не менее есть подозрение, что на переезд решатся немногие из них. «Самарские власти уже разрабатывают меры по развитию других производств в Тольятти. К тому же, в Ленинградской области много своих безработных, например в Пикалево», - поясняет он.
Специалист Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич согласна с председателем профсоюза компании: «Меняют людям шило на мыло за государственные деньги. Тихвин — это второе Пикалево. Если власти хотят, чтобы программа работала, нельзя ограничивать возможность переезда конкретным городом», - заявляет она.
Андрей Языков утверждает, что этих ограничений в дальнейшем не будет. И все же возможность радостного массового переселения жителей моногородов в другие регионы минимальна, ведь люди не роботы: живя и работая в определенном городе на протяжении многих лет, они успели обзавестись квартирами и сделать в них ремонт, купить дачи, родить и вырастить детей и отправить их в школы и университеты. Непросто все это разом поменять и приехать в новое, совершенно незнакомое место. Сила привычки огромна, кроме того, людям придется оставить своих друзей и знакомых, любимые улицы и парки, с которыми у них наверняка связано немало личных историй, впечатлений и переживаний. Как все сложится в итоге и к чему приведет этот эксперимент, покажет время.