Как ни странно, это дебют известного режиссера на телевизионном экране. В качестве продюсера он создал более 30 проектов для телевидения, среди них, например, «Бригада», «Каменская», «Идиот», «Мастер и Маргарита», но как режиссер предпочитал снимать кино для большого экрана: «Любовь», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Любовник», «Стиляги». И вот его первая — и сразу очень громкая — постановка для телевизионной аудитории.
Несмотря на свое внешне «политизированное» название (оттепелью принято именовать недолгий период при Хрущеве, когда в воздухе повеяло духом политических свобод), Валерий Тодоровский снял фильм не о политике, а о любви и ревности, дружбе и соперничестве, муках и радостях творчества. Помимо прочего, это еще и «кино о кино», ведь основные герои фильма — кинематографисты. Да и главная сюжетная коллизия фильма вертится вокруг съемок фильма. Оператор Хрусталев (Евгений Цыганов) и его товарищ, начинающий режиссер Мячин (Александр Яценко), вынашивают идею снять картину по сценарию своего погибшего друга. Но судьба, как водится, распоряжается иначе. Чтобы снять свое выстраданное экранное детище, молодым режиссерам приходится вначале снять чужой фильм, который впоследствии радикальным образом изменит жизнь каждого...
Идея фильма пришла к Тодоровскому после «Стиляг». На фестивале в Америке Валерий Петрович познакомился и подружился с Мэтью Уайнером, создателем популярного сериала «Безумцы» про мир творческой богемы, в которой тот сам варился с юных лет. И тогда Тодоровский подумал: «А ведь у меня папа был киношник. Значит, я могу сделать сериал про кинематографистов, про своих родителей и их друзей».
Сказано — сделано. Тодоровский привлек к делу сценаристов Алену Званцову, Дмитрия Константинова, сам вспомнил навыки драматурга (это его первая профессия), и через полтора года напряженной работы сценарий был готов. В итоге получилась «история про людей, которых я хорошо знаю и люблю, — советских кинематографистов 60-х годов, — рассказал журналистам Валерий Тодоровский. — Мои родители были оттуда. И я маленьким ребенком успел это застать и почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Я вырос среди них, и я решил это сделать. Мой главный мотив с «Оттепелью» состоял в желании пожить немного жизнью родителей и их ровесников. Эмоции стоградусные, отношения искренние... Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет»...
В фильме, по сути, снималась актерская сборная России — от классика отечественного кино Владимира Меньшова, блеснувшего в небольшой, но выразительной роли, до находящегося в зените популярности Александра Яценко, который еще летом, в интервью «Труду», рассказал о работе над фильмом:
— Съемки закончились давно — в ноябре прошлого года. Надеюсь, получилась хорошая картина. Вот буквально сегодня пересмотрел фильм Тодоровского «Стиляги». Я рад, что попал к нему только сейчас. В «Стилягах» история такая, как бы это сказать поточнее... Короче, в «Оттепели» она более ясная и энергичная. Я играю молодого режиссера, который может 15 минут экранного времени отдать под изображение того, как красиво плывет кораблик по морю. И вот мой герой попадает в мир реального кинопроизводства. В этом реальном мире Миша Ефремов играет матерого режиссера, который снимает уже 12-ю по счету народную комедию. Их столкновение плюс любовные коллизии и составляют основу «Оттепели». Что я делал, как играл, уже не помню. Но помню, что у меня замечательные партнеры. Кроме Ефремова это еще и Женя Цыганов, и Вика Исакова, и много другого талантливого народа.
— Картина скоро появится на телеэкране?
— Надеюсь, что осенью. Но, впрочем, не знаю, там все нынешние табу нарушены. И матерок, кажется, есть, и непопулярная нынче гей-тема, и один персонаж фильма по ходу действия все время слово «ж...па» произносит. Уж не знаю, как картина впишется в нынешнюю ситуацию. Скажу только, что мы работали честно, на износ. Сначала у нас было 120 дней на 12 серий, потом график урезали до 90 съемочных дней. Валера в этой ситуации с ума сходил, орал порой, но вытянул картину.
Увидеть первые серии фильма, где звучат гитарные импровизации Петра Тодоровского и ретромелодии Константина Меладзе, на экране появляются Софи Лорен, Олег Ефремов, Сергей Бондарчук, Татьяна Самойлова, а для персонажей были пошиты десятки костюмов по моде 60-х годов, можно будет уже в понедельник — сразу после программы «Время».