В четверг стало известно, что Банк России отобрал лицензию у еще одного кредитно-финансового учреждения – дагестанского «Нафтабанка». Причиной санкций стало то, что банк систематически нарушал законы и не выполнял предписаний регулятора о сдаче отчетности.
Кроме того, по данным ЦБ, махачкалинский банк проводил подозрительные операции по выдаче наличности из кассы и выводу высоколиквидных активов.
Финансовые обозреватели отмечают, что сам банк был небольшим: он находился в восьмой сотне российских кредитных учреждений. Его учредителями являются порядка сорока физических лиц. «Нафтабанк» имел небольшое количество вкладчиков, а кроме того – входил в систему страхования вкладов, поэтому выплаты компенсаций вкладчикам начнутся до 12 декабря текущего года.
Ликвидация этого небольшого банка сама по себе не будет иметь большого значения для российской финансовой системы, – уверены специалисты. Однако экспертов настораживает тенденция.
Крах «Мастера»
Всего неделю назад, 20 ноября, регулятор отозвал лицензию у «Мастер-банка». Основанием для санкций послужили несколько причин: банк, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, предоставлял недостоверную отчетность, растратил капитал и был замечен в сомнительных операциях. Проверка специалистов Центробанка показала, что «Мастер» ушел в минус на два миллиарда рублей. При этом, по предварительным данным, незадолго до финансового провала учреждение предоставило 20 миллиардов рублей кредитов компаниям, связанным с крупными акционерами банка.
Куда и кому уходили деньги – теперь придется выяснять сотрудникам правоохранительных органов. К слову, они навестили главный офис банка с обысками в день отзыва лицензии.
Финансовые обозреватели отмечают, что крах этого кредитного учреждения стал одним из самых крупных за последние годы. «Мастер» числился в рейтинге 50 самых крупных банков России по объему активов и депозитов. Он делал ставку на работу с физическими лицами, и потому имел огромное количество клиентов, владея совместно с партнерами одной из самых больших сетей банкоматов в РФ – 2 800 аппаратов. Объем застрахованных вкладов в «Мастербанке» превышал 30 миллиардов рублей.
Особенно больно ударило его закрытие по жителям Москвы и Подмосковья, которые не только хранили деньги на счетах, но и получали через карты «Мастер-банка» зарплату. В частности, его услугами пользовались «Первый канал», гостелекомпания ВГТРК, информ-агентство РИА Новости. Без зарплат тогда остался и аппарат партии «Яблоко». На счетах «Мастер-банка» держала собранные пожертвования благотворительная организация «Справедливая помощь», созданная Елизаветой Глинка, более известной как Доктор Лиза.
Именно поэтому сразу после закрытия банка в переговоры по поддержанию процессинга – деятельности по переводу электронных платежей – включились такие флагманы российской финансовой системы, как Сбербанк и ВТБ-24.
Почти как в кризис
Отзыв лицензии у «Мастер-банка» стал крупным, но не единственным ударом по сложившейся банковской системе. Незадолго до этого регулятор отобрал лицензии у московского банка «Пушкино», тульского «Первого экспресса» и челябинского банка «УралЛига». Первый из них находился во второй сотне крупнейших кредитных учреждений, второй – в третьей. При этом «Пушкино» было типичным потребительским учреждением, имевшим огромный объем частных депозитов – порядка 20 миллиардов рублей.
Эксперты уже отметили, что по количеству закрытых банков еще не завершившийся 2013 год уже практически сравнялся с «недоброй памяти» кризисным 2008-м: тогда лицензии и право на существование потеряли многие банки, в том числе «Связь-банк», «Глобэкс» и ВЕФК.
Самое неприятное, – отмечают комментаторы, – состоит в том, что Агентство по страхованию вкладов (АСВ) уже потратило огромные суммы на выплату страховок клиентам разорившихся банков. Страховой случай «Пушкино» составил 20,2 миллиарда рублей; выплаты в связи с закрытием «Мастер-банка», скорее всего, составят около 30 миллиардов.
Эти суммы могут быть выплачены без принятия экстренных мер. Однако следующее крупное банковское закрытие, если оно произойдет в ближайшее время, может поставить под угрозу стабильность всей финансовой системы РФ.
С другой стороны, – отмечают специалисты, – не закрывать банки, фактически разоренные собственным руководством, тоже нельзя: ведь в случае начала кризиса они «умрут» сами, притом массово. И тогда о компенсациях и возмещениях можно будет даже не вспоминать.