Главная Культура 21:29 28 Октября 2017 6186
«Мне кажется, Россию вообще не любить невозможно»

Разговор корреспондента «Труда» с автором «Великой мечты», «Хлорофилии», «Психодела» Андреем Рубановым сразу вышел за пределы чистой литературы

Виктория Пешкова

Создатель «Сажайте, и вырастет», «Великой мечты», «Хлорофилии», «Психодела» и многократный номинант самых престижных литературных премий держал тайм-аут больше пяти лет. Роман «Патриот», вошедший в короткие списки «Нацбеста» и «Большой книги», уже принес своему автору заслуженную награду — премию «Ясная Поляна». Разговор с Андреем Рубановым сразу вышел за пределы чистой литературы.

— Представляя свой роман в Московском доме книги, вы сказали, что он — о любви. О том, что если ты не любишь, и тебя не любят, то в этой жизни ты — неудачник. Стоило ли делать главного героя неудачником?

— Знаев — не положительный персонаж. Его основной художественный прототип — Зилов из «Утиной охоты» Вампилова. Как Зилов на протяжении всей пьесы собирается на утиную охоту, так Знаев собирается на войну. Оба они запутавшиеся люди. С них не следует брать пример, но им можно и нужно сочувствовать.

— Роман называется «Патриот», но его герой, по сути, им не является. Получается, бизнесмен в современной России патриотом быть не может?

— Патриотом может быть любой. И герой романа, безусловно, любит свою страну. Мне кажется, Россию вообще невозможно не любить. Но говорить об этом у нас не принято, так же как не принято говорить о любви к родителям или детям. Это интимное чувство. Другое дело, что бизнес обычно поглощает всё время и силы: на заботу о процветании Родины часто не остаётся времени. Важно другое. Бизнесмен не висит на шее у государства, сам себя обеспечивает. Бизнесмен создаёт рабочие места. Бизнесмен наполняет налогами казну. Этих трёх функций достаточно, чтобы объявить большинство бизнесменов полезными и нужными для общества. Когда я начинаю об этом говорить, меня плохо понимают. Почему-то людям кажется, что создание рабочих мест — это не заслуга. Как-то люди не привыкли мыслить в таком ключе.

— Россию невозможно не любить? А как же тогда с противостоянием «красных» и «белых» спустя 100 лет после революции, когда оба лагеря утверждают, что только они любят ее по-настоящему?

— Я считаю, что никакого противостояния нет. Всё противостояние находится в области споров доморощенных историков-любителей. Красные победили. Красные провели индустриализацию, уничтожили фашизм, отправили человека в космос. Благодаря Октябрьской Революции мировой капитал во всех странах пошёл на огромные уступки рабочему классу. Красные создали государство, обеспечивавшее беспрецедентные социальные гарантии для всех граждан без исключения. Но это не главное. Главное — коммунисты дали человечеству мечту о новом мире. О всеобщем социальном равенстве. И эта мечта, к счастью, до сих пор жива. Хотим мы того или нет, но коммунизм — единственная идеология, обещающая благополучие не христианам или мусульманам, не белым или чёрным, не американцам или китайцам, не сильным или слабым, а всем людям планеты, сколько их есть.

— Вы вообще будущего читателя в поле зрения держите, когда работаете? Или пишете по принципу «моя игра — мои правила»: главное выплеснуть то, что внутри?

— После прочтения читатель должен хотеть жить. Конечно же, ему должно стать легче. Это непросто. Иногда работаешь для совершенно определённого человека. Первую книгу я написал в 34 года для себя 17-летнего. Посадил напротив воображаемого себя — и рассказал ему всё. Один роман сделал для сына. Другие вещи делал без привязки к конкретному адресату. Могу сказать совершенно точно только одно: для меня более других важен молодой читатель, условно 15-25 летний. Хочется точно попасть именно в эту аудиторию.

— Жить в размытой системе координат «хорошо-плохо» чрезвычайно сложно. Все попытки восстановить ее «сверху» — по инициативе государства — пока заметных результатов не приносят. Может, стоит писателям попробовать взяться за эту работу?

— Мне известны как минимум две точных и исчерпывающих системы координат: христианская и интеллигентская. Зачем ещё какие-то другие системы? Сейте разумное, доброе, вечное — вот моя система координат. Государство тут совершенно ни при чём. Ждать, что оно будет насаждать какую-то определённую мораль — ошибка. Государство должно выполнять социальные обязательства, защищать граждан от внутренних и внешних врагов — вот его главная задача. А дальше общество должно как-то само действовать, само внутри себя формировать систему ценностей.

— В Википедии ваше творчество относят к новому реализму. Кто-то из критиков определил его как гиперсоцреализм. А в одном из читательских отзывов вас поместили в компанию Акунина, Лукьяненко, Шукшина и... Булгакова. Вы сами себя как-то позиционируете?

— Я согласен быть в компании упомянутых писателей, компания отличная. Сам себя считаю реалистом, работаю только опираясь на личный опыт, и его накопление считаю обязательным условием для литературного труда. Жизнь всегда богаче вымысла. У меня два твёрдых примера: Лимонов и Стругацкие. Из классиков — Достоевский и Чехов.

— Сегодняшний «среднестатистический» читатель в большинстве своем делит современную литературу не столько по жанрам, сколько по дихотомии «чтиво / не чтиво». А вы как в ней ориентируетесь?

— В современной литературе ориентируюсь неважно, читаю очень мало. Нет времени. Мне кажется, что всё, что мне нужно, я уже прочитал. Читаю только то, что нужно для работы: в основном специальную литературу, справочники, научные труды, историков и философов. Но если читаю художественную — ориентируюсь по именам и полагаюсь на рекомендации друзей и коллег.

— Какое место в вашем творчестве занимает кино?

— Кинодраматургия — это моя профессия. Одна из нескольких. Литературой я мало зарабатываю. Вообще, убеждён, что литератор не только может, но и обязан овладевать другими искусствами: это даёт широту взгляда. Моя жена Аглая Курносенко — кинорежиссёр, я попал в кино благодаря ей и на первых порах учился у неё. Если бы она была музыкантом — я бы, может быть, занялся музыкой.

— Вы писали сценарии для «Викинга» и «Софии». Чем вам были интересны Софья Палеолог и князь Владимир Святославич? Где для вас проходила граница между исторической достоверностью и увлекающим зрителя вымыслом?

— В исторической литературе и кино можно сдвигать некоторые даты, сближать события для придания динамики повествованию. Не допускается полярно менять оценки исторических деятелей. Если Пётр в академической истории считается реформатором, то и в кино он должен быть реформатором. Таковы два основных правила. И Владимир, и София изменили историю России — этим они интересны. Владимир отказался от язычества. София принесла к нам дух Возрождения. Я считаю основным свойством русской натуры переимчивость. Русские всегда умели заимствовать, копировать, учиться у соседей. Это не только не зазорно, но прекрасно. У Орды мы заимствовали почту и оружие. У Византии — веру. У итальянцев строительные технологии. Россия — это супер-этнос, плавильный котёл. Мы всех берём, для нас нет чужих в этом мире. Для нас в равной степени братья и китайцы, и африканцы.

— В давнем интервью Захару Прилепину вы сказали, что апокалипсис не предрекаете, но и перемен к лучшему не ждете. Судя по «Патриоту», ваш прогноз стал только мрачнее. Как же вы при такой установке детей своих воспитываете? Чему учите? К чему готовите?

— Детей я учу быть счастливыми. Как меня научили мои родители. Счастливый, жизнерадостный, психологически устойчивый человек легко переносит любые перемены и кризисы. Мой старший, кстати, вырос яростным патриотом своей страны, хотя я никогда с ним о любви к Родине не говорил. Несколько раз повторил, что русским быть круто, — вот и всё моё патриотическое воспитание. Остального он как-то сам набрался, в школе и во дворе. Что касается прогнозов, то российские кризисы есть отражение мирового кризиса. Не мы в этом виновны. Мир быстро меняется. Очевидно, что налицо кризис и полный развал идеи глобализма, во-первых. А во-вторых — на планете явный кризис лидерства. Посмотрите на людей, возглавляющих крупнейшие страны. Сравните Макрона с Де Голлем, Трампа с Кеннеди. Вы поймёте, о чём я говорю. Миру нужны новые сильные лидеры.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9640
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7247
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?