Главная Культура 00:08 28 Октября 2016 9284
«Детей Розенталя» опять воскресили

«Изящный пустячок» оказался более стойким, чем скандалисты, требовавшие запретить оперу Десятникова и Сорокина

Сергей Бирюков

Минувший вторник стал для Большого театра днем Большого общения с прессой — здесь презентовали сразу три проекта: оцифрованный и ставший общедоступным музейный архив ГАБТа, новый CD с оперой «Дети Розенталя» и выставку к 90-летию со дня рождения Галины Вишневской. Каждое событие достойно отдельного разговора, но у журналиста одно перо, и всю газету Большому театру не посвятишь. Журналист (обещая чуть позже рассказать и об остальном), выбрал «Розенталя». И вот почему.

Во-первых, отраден уже сам факт издания оперы современных отечественных авторов (Леонида Десятникова и Владимира Сорокина) нашей же родной, активно возрождающейся в последнее время фирмой «Мелодия». Во-вторых, смыслы оперы и общественная ситуация вокруг искусства за прошедшие с ее сценической премьеры 11 лет не только не потеряли своего градуса, но, кажется, обрели еще большую остроту. Ну и в-третьих автор этих строк получил сегодня неожиданное подтверждение того, что журналистское слово даже в наше многоговорливое время продолжает что-то значить в общественном, как нынче модно говорить, дискурсе.

Напомню, опера Десятникова и Сорокина «Дети Розенталя» — один из редчайших примеров, когда «императорский» театр не просто поставил, но специально заказал современным авторам новое сочинение. И уже этим интересна. От предыдущего подобного случая — «Мертвых душ» Родиона Щедрина — ее отделяет дистанция в целую четверть века. Но если там хотя бы литературная основа переадресовывала ко всем известному классическому произведению, то тут и либретто подоспело с пылу с жару, на самую что ни на есть тему современности.

Сюжет, если кто не помнит: в лаборатории гениального чудака-ученого Розенталя выращены из пробирки клоны Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского. И выпущены в нынешнюю российскую жизнь, в которой великие композиторы оказались не пригодными нигде, кроме площади трех вокзалов, которая, впрочем, их тоже сгубила, и в конце остается только один Моцарт, недоуменно вертящий в руках свою никому не нужную в этом мире «волшебную флейту».

А что, скажете вы, нормальная себе метафора: в нынешней жизни, кажется, совсем не нужны новые великие оперы и симфонии. Ведь были б нужны — появились бы, правильно? Спасибо, в пору «Лабутенов» и Сисек" хоть старую классику не сживают со свету, дают ей существовать в резервациях — филармониях и академических театрах, куда ходит один процент населения.

Нет-нет, сюжет безобразный, скажете вы: как это так, в России, которая встает с колен и создает свое высокодуховное искусство (фильмы Михалкова, памятники Ивану Грозному и пр.), да не нашли себе применения наши родные возрожденные Мусоргский и Чайковский? Поклеп, очернение!

Знакомый раскосец? Вот и в 2005 году мнения поляризовались. До такой степени, что за несколько недель до премьеры любители «высокого» организовали кампанию протеста против постановки, инспирировав даже думскую проверку готовящегося спектакля. Боевито настроенные депутаты (особенно активна была актриса Елена Драпеко) сходили на прогон — правда, ни порнографии, ни экстремизма, ни элементарного сквернословия не обнаружили. И все равно «правильная» молодежь вкупе с ветеранами движения «не смотрел, но разгромлю с удовольствием» устроила в день премьеры пикет против «вульгарной оперы» на либретто «писателя-калоеда» (хотя на сцене ничего про кал не поется).

Слава Богу, обошлось без (или почти без) рукоприкладства. И спектакль не сняли с репертуара, и потом показывали его несколько лет, в том числе на гастролях.

А теперь вот записали на пластинку. Не вполне в исходном составе — все-таки 11 лет прошло. Но основные участники — в том числе тенор Максим Пастер (Чайковский) — вернулись в свои партии. И конечно вновь встал за пульт дирижер-постановщик Александр Ведерников. Тираж — тысяча экземпляров.

Все прекрасно, да?

Если только забыть, что в наше время много других спектаклей, выставок, кинопоказов именно что ЗАКРЫВАЮТ. И появись «Дети Розенталя» в афише Большого сегодня, не исключаю, что первыми у дверей театра появились бы «искусствоведы с нагайками» и, вполне возможно, сорвали-таки премьеру.

В этом смысле за 11 лет мы не только не продвинулись вперед на пути цивилизованного восприятия искусства (которое допускает и критику), но сделали огромный шаг назад, к политике государственных запретов и, что совсем уж средневековье, к шельмованию толпы.

В заключение — личный штрих. Прошу у Леонида Десятникова подписать диск. Леонид Аркадьевич ОЧЕНЬ ДОЛГО борется с глянцевой бумагой буклета, красиво вклеенного прямо в коробку, наконец возвращает: «Сергею Бирюкову, автору «милого пустячка».

Настало время и мне слегка покраснеть. Я-то думал, что моя тогдашняя рецензия «Изящный пустячок», на 70 процентов вполне доброжелательная, но содержавшая и мотив разочарования (столько ожиданий после мощного антипиара!), и критику за излишне, как мне казалось, стилизаторский подход композитора, нарочито самоустранившегося от эмоциональной оценки событий на сцене, затерялась за 11 лет в гуле тысяч публикаций. Ничего подобного — живо газетное слово!

Хотя, собственно, чего краснеть? Я бы и сегодня написал примерно то же самое. Ну, может, довел бы процент интонационной доброжелательности до 80, учитывая, чем нынче, после «Тангейзера» и «Без смущения» может аукнуться композитору отрицательный отзыв в прессе.

Надеюсь, после этого никаким «активистам» ничего не стукнет в голову и они не пойдут обливать патриотической мочой прилавки с «Детьми Розенталя».

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5623
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4615
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...