Ученый из канадского университета Торонто Чен Бо Чжан вместе с двумя коллегами из американских университетов сделал неожиданное открытие. Оказывается, вызвать аттракцион невиданной щедрости можно с помощью…запаха лимона. Как сообщает ИТАР-ТАСС, к этому интересному выводу они пришли в результате эксперимента.
В чем его суть? Исследователи поместили в комнату, наполненную запахом лимона (использовалось ароматизированное средство для дезинфекции), группу людей, состоящую из 14 человек, столько же человек были помещены в другую комнату, которую предварительно тщательно проветрили. У каждого «подопытного» было по 12 долларов, и участники эксперимента могли поделиться деньгами с «коллегами» — теми, кто находился в комнатах. По правилам, делиться было необязательно, только если возникло такое желание. Сумму можно было выбрать самостоятельно.
Что же получилось в итоге? Люди, находившиеся в комнате с лимонным запахом, отдали в среднем по 5 долларов 33 цента, те, кто находился в проветренной комнате с нейтральным запахом, оказались более жадными: они поделились с ближними только 2 долларами 81 центом.
Результаты эксперимента позволили ученым сделать вывод о том, что запах лимона действительно влияет на склонность людей проявлять щедрость. Чен Бо Чжан и его коллеги считают, что это связано с созданием комфортного состояния и хорошего настроения, а они, в свою очередь, влияют на способность человека делиться деньгами и чем бы то ни было с другими людьми.
Это открытие, предполагается, можно будет использовать там, где как раз таки необходимо вызвать у граждан желание проявить щедрость. Например, в работе благотворительных организаций или при проведении благотворительных акций.
Напомним, ученые неоднократно пытались выявить влияние запахов и вкуса на эмоциональное состояние человека и, как следствие, связанные с этим состоянием поступки. Интерес к такого рода исследованиям и их результатам не случаен: обладая этой ценной информацией, можно, по большому счету, манипулировать людьми, заставляя или вынуждая их сделать
Опыт подобного использования запахов уже имеется: компания, торгующая спиртными напитками в канадской провинции Новая Шотландия, «ароматизировала» прилавки с разными видами алкоголя. Пиво сопровождал запах свежескошенной травы, покупатели вина ощущали аромат свежих булочек, там, где был выставлен ром, пахло кокосом, а витрины с виски распространяли запах кедра. Ароматы должны были вызвать различные, но непременно приятные ассоциации и как бы «убедить» покупателя скорее потянуться за кошельком.
Но запахи и сведения об их влиянии на организм и поступки человека далеко не всегда используются исключительно в интересах коммерции. Часто на основе этой информации ученые пытаются найти способы решения человеческих проблем, в том числе связанных со здоровьем и общим психофизиологическим состоянием.
Австралийские исследователи пришли к выводу, что вино поддерживает функции головного мозга, а значит, если выпивать по два стакана этого напитка, можно сохранить, как бы удивительно и нелогично это ни звучало, способность трезво мыслить до самой старости.
Французские ученые обнаружили секрет успеха шампанского и прочих игристых вин. Он, как можно догадаться, содержится в пузырьках. Исследователи долго и подробно изучали химический состав пузырьков и выяснили, что каждый из них содержит десятки ароматических соединений, а значит именно запах напитка, а не его вкус, является столь притягательным.
Японцы озаботились идеей генерации свежего природного воздуха для использования в автомобилях. Они объясняют необходимость этого тем, что лесные или морские запахи способны придавать человеку спокойствие, уверенность в себе и снижать усталость, а это так необходимо тем, кто находится за рулем, тем более, если человек вынужден в течение долгого времени управлять автомобилем.
И, наконец, именно на основе сведений о запахах строится популярная сегодня ароматерапия, которая используется и как средство для релаксации, и в качестве процедуры, призванной привести в порядок нервную систему, и для придания бодрости.