Гонщики соревнуются на автомобилях повышенной проходимости в четырех категориях: стандартных багги, доработанных багги, но с некоторыми ограничениями, и «суперспорт» - максимально доработанные, а также квадроциклы. Есть еще отдельный зачет «абсолют», куда включена участники во всех зачетах плюс тройка призеров прошлого сезона. Это сделано для того, чтобы новичкам повысить шансы попасть в число призеров. Кроме того, результаты этого тура идут в зачет Кубка России.
На данный момент эти соревнования являются наилучшим образом организованными, самыми массовыми и интересными из квадросерий. Он уже стал сопоставим по значимости с «Шелковым путем». То же самое можно сказать о мастерстве участвующих здесь пилотов. Некоторые из них являются победителями различных дисциплин ралли, причем, на разных континентах. Их уровню соответствует и техника, на которой чемпионы здесь выступают. Отметим, что Карельский этап является вторым в этой серии: первый проходил в Татарстане, третий состоится в Астраханской области.
На этой же трассе регулярно проводится этап Кубка мира по заснеженным и обледеневшим дорогам - баха «Россия Северный лес».
После первого дня лидерство на карельском этапе Can-Am X Race захватил екатеринбургский пилот Сергей Карякин со штурманом Антоном Власюком. Карякин больше известен широкому кругу любителей спорта как победитель Дакара-2017 среди пилотов квадроциклов. Две недели назад он и его штурман стали лучшим в ралли-марафоне «Шелковый путь», но уже в классе багги. Сейчас в Сортавале Карякин выступает тоже в классе багги – в самой мощной из разновидностей внедорожников, которые здесь соревнуются в двухдневной гонке.
Победитель Дакара и Шелкового пути Сергей Карякин готовит свою машину к карельской гонке
27 июля дистанцию 273 километра Сергей преодолел за 3 часа 03 минут 29 секунд. Всего 17 секунд на такой длинной гонке ему проиграл дуэт Александр Гатиятулин – Владислав Кирпичников и 27 секунд – тоже весьма известный и титулованный Айрат Мардеев со штурманом Русланом Ахмадеевым.
Для корреспондента «Труда», имевшего ранее опыт вождения лишь по городскому асфальту, была предоставлена возможность попробовать себя за рулем багги. И на меня произвело сильное впечатление вождение на скорости 40 км в час в течение 15 минут по узким лесным дорогам грунтового покрытия. Дополнительную сложность доставляли каменные глыбы, торчащие в некоторых местах. Если самые крупные из них не объезжать, автомобиль подпрыгивает. И трудно предсказать – куда и как машина приземлится после прыжка на всей скорости. А она у участников гонки составляла в среднем 90 километров в час, хотя на отдельных относительно прямых и ровных участках достигала 140. Как это им удается – трудно мне представить. Когда обычный автолюбитель ведет багги или сидит рядом пилотом, то 50 км в час по бездорожью приносит такие впечатления, как свыше сотни – в обычном открытом автомобиле по шоссе.
Вот что рассказал «Труду» один из организаторов гонки - специалист компании BRP по маркетингу Дмитрий Гальчун, бывший штурман ралли:
- Эти дороги Карелии быстрые, с трехмерными профилированными поворотами и наличием природных трамплинов в некоторых местах. Гонки в таких лесах с каменистым грунтом здесь большие отличия от езды по степи и пустыне. В степи есть четкое разделение разных участков маршрута: скоростные, где по прямой можно разогнаться. И там, где нужно навигировать, то есть, искать определенные точки заданного маршрута, в непосредственной близости от которых надо пройти. Здесь по заданному направлению узкой дорожки искать эти точки не приходится – ну, разве что штурману надо быть внимательным на развилках. Заблудиться на дистанции здесь меньше вероятности. А вот множество крутых поворотов, неровностей на дороге, крупных камней заставляют пилота и штурмана постоянно, по ходу всей дистанции быть максимально внимательными и осторожными.
20-летний Игорь Чагин со своим штурманом Иваном Безденежных на старте в Сортавале
Корреспонденту «Труда» любопытно также было рядом с трассой в Карелии увидеть легенду автоспорта Владимира Чагина, побеждавшего по всему миру в гонках грузовиков.
- Я сюда приехал в качестве зрителя. Прекрасная природа, прекрасная погода, прекрасная компания автогонщиков. Вот стою здесь на крутом сложном повороте и с большим интересном наблюдаю – как его проходят различные пилоты. С особым вниманием отслеживаю своего сына Игоря и моего друга Айрата Мардеева. Оба выступают за «Gepard Racing».
Продолжение следует.