Российское научное сообщество встревожено: правительство приняло накануне решение о проведении масштабной реформы научных учреждений. Согласно документу, подписанному премьер-министром Медведевым, Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) будут ликвидированы. Вместо них появится объединенная структура.
Притом, – отмечают обозреватели, – из ведения ученых будет выведено решение хозяйственных и экономических вопросов. Управление имуществом, недвижимостью и средствами академий будет передано новой, создаваемой специально для этого структуре: Агентству научных институтов РАН.
Цель реформы заявлена благая, – избавить ученых от решения непрофильных задач. Впрочем, – отмечают обозреватели, – практически такая же риторика звучала и несколько лет назад, когда власти создавали ОАО «Оборонсервис», в ведение которого отходило управление имуществом военных.
Реформа из засады
Обозреватели отмечают, что реформу подготовил крайне нелюбимый научным сообществом министр образования Дмитрий Ливанов. Новость о масштабных преобразованиях застала академиков врасплох. Как стало известно журналистам, недавно избранный глава РАН Владимир Фортов узнал о реформе накануне вечером и признался, что это стало для него «большим сюрпризом».
С открытой критикой ливановского предложения выступил замдиректора Института теоретической физики имени Ландау Михаил Фейгельман. Он заявил, что, хоть ученые, конечно, и не должны заниматься хозвопросами, но начатая реформа грозит уничтожить их как класс. Так же считает и член президиума РАН Геннадий Месяц. По его мнению, создаваемое Агентство «однозначно повредит науке».
Министерское рейдерство
Еще более определенно высказался председатель профсоюза РАН Виктор Калинушкин. «Ничего большего, кроме как передела имущества и передела средств, за этой реформой не видно», – уверен ученый. Кроме того, по его мнению, министерство Ливанова преследует цель «задавить наиболее работоспособную часть активной науки».
Академик РАН Алексей Спирин оценил происходящее как национальную катастрофу и «уничтожение элиты». «У академии отнимается управление. У академии отбирается ее имущество, земли, здания», – отмечает ученый.
Обозреватели отмечают, что времена, когда науку делали чудаковатые профессора и «юноши бледные со взором горящим», остались в позапрошлом веке. Сейчас за любым открытием стоит работа огромных коллективов, которая невозможна без хорошо развитой инфраструктуры, дорого и сложного оборудования, многолетних исследований. Если «эффективные менеджеры» из созданного министерством Агентства начнут гонять ученых, как они это делали с военными училищами, штабами и академиями, – ни о каких открытиях и серьезной научной работе речи больше не будет идти. Чиновники просто разрушат сложные производственные цепочки этой индустрии, результатом работы которых является получение нового знания.
Ливановский передел
Согласно реформе, разработанной под руководством Ливанова, предлагается создать новую общественную государственную организацию – Российскую Академию Наук. В нее должны войти освобожденные от хозяйственных забот РАН, РАСХН и РАМН. Не вписавшиеся в этот «клуб» Российская академия образования и Российская академия художеств будут переданы в подчинение соответствующим министерствам, то есть, – полагают многие члены научного сообщества, – фактически уничтожены.
Все научные институты, в настоящее время подчиняющиеся Академиям, будут разделены на три группы. Первая из них будет подчинена новой РАН, и, вероятно, продолжит свою деятельность. Институты, попавшие во вторую группу, будут переданы федеральным органам власти, иными словами – отойдут министерствам, которые начнут устанавливать там свои правила и «реформировать» их под свои задачи. А учреждения, попавшие в третью группу, будут ликвидированы. В официальных документах используется обтекаемый термин «реорганизованы». Однако цели такой реорганизации указываются прямо и однозначно: создание на базе институтов здравниц и санаториев, которые затем передадут в собственность муниципальных властей.
На избрание новых академиков налагается трехлетний мораторий, а уже имеющимся будет положен оклад в 100 тысяч рублей.
Законодательный блицкриг против российской науки
Накануне президиум РАН провел экстренное совещание, однако выработать каких-то определенных решений у ученых не получилось: академики к тому времени не успели ознакомиться с текстом законопроекта. Поэтому они договорились «взять тайм-аут на пару дней, для того чтобы понять, что именно происходит». При этом президиум РАН создал рабочую группу, которая будет готовить план ответных действий.
Впрочем, ученые могут и вовсе не успеть с ответом, – отмечают обозреватели. Пока они совещались и обсуждали, прокремлевская часть Госдумы «взяла по козырек» предложения правительства. Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов сообщил журналистам, что законопроект о реформе РАН будет рассмотрен нижней палатой парламента в ближайший вторник. «Документ будет приниматься в ускоренном порядке, реформа завершится в течение двух недель», – отметил Никонов.
Далеко не все парламентарии согласны с таким законодательным блицкригом. Глава думского комитета по науке и наукоемким технологиям, академик Валерий Черешнев, представляющий «Справедливую Россию», заявил, что его однопартийцы будут голосовать против документа. Однако, как показала практика последнего года, оппозиционные фракции не способны заблокировать даже самые одиозные законопроекты, если их поддерживает думское большинство.