Верещагин войну не любил. Знаменитый русский художник, прославленный баталист, он мечтал писать пейзажи, города, людей в их живом естестве и природном очаровании. «Я всю свою жизнь хотел писать солнце», - скажет он, будучи уже зрелым мастером, известным на весь мир автором таких картин, как «Апофеоз войны», «Смертельно раненный», «После удачи» и «После неудачи», живописного цикла «Наполеон 1 в России».
Его по этим картинам в основном и знают. «Другого» Верещагина, пейзажиста и портретиста, знатока Востока и страстного путешественника, открывает отечественному зрителю (и, конечно, не только ему) масштабная выставка в Русском музее. Более 220 произведений Василия Васильевича представлены в эти дни в корпусе Бенуа этого музея. Часть из них, и немалую, предоставили для показа в Петербурге Третьяковская галерея, Новгородское, Псковское, Костромское хранилища, частные коллекционеры.
Посвящена выставка 175-летию со дня рождения художника. Солидный срок для того, чтобы узнать и понять живописца. При условии, что работы того доступны зрителям, выставляются регулярно и в полном объеме. То, что случилось с Верещагиным, познавшим славу ещё при жизни, совсем молодым человеком, иначе как парадоксом не назовешь.
Старуха нищенка 96 лет, 1889 г. И портрет, и оригинальная рама - творение В. В. Верещагина
У нас в Русском музее большой его выставки не было ни разу, - призналась Евгения Петрова, заместитель директора крупнейшего в мире собрания русской живописи. - Была совсем маленькая, я бы сказала, скромная много лет назад. Объективно судить по ней о его творчестве, не приходилось. Объяснение этому у меня только одно. Его имя знают практически все, причем, с детства. Оно упоминается в школьных учебниках. Репродукции картин нередко печатаются в журналах. И это дает основания людям думать, что они с Верещагиным на «ты». На самом деле, мы, родившиеся во второй половине ХХ - начале ХХ1-го веков, не знаем его так, как знали современники - во всем гениальном многообразии Верещагина. А он был замечательным рисовальщиком, прекрасным пейзажистом, талантливым декоратором, удачливым коллекционером.
Талант декоратора открылся у него с началом активной выставочной деятельности. За свою жизнь (недолгую даже по тем временам, 62 года), художник с помощью брата Александра организовал более шестидесяти вернисажей как в России, так и в Западной Европе, в США. Пользовались те огромным успехом. Очереди выстраивались километровые – почти как на Айвазовского минувшей зимой в Петербурге, на Серова годом раньше в Москве. А спустя всего несколько после гибели Верещагина в 1904 году на подбитом японцами броненосце «Петропавловск» - ни каталогов, ни выставок, редкие публикации…
К слову, японцев и Японию он любил. Как вообще Восток. Его работы, посвященные природе и людям этой части Земли, впечатляют не меньше, чем философичные батальные. Чего стоит хотя бы «Перевал Барскаун» из «киргизских мотивов». Или «Хор дервишей, просящих милостыню»…
«Японский нищий», 1903 г.
Но, возвращаясь к Верещагину-декоратору. В полной мере проявилась эта черта его многогранного таланта при подготовке своих выставок. Едва ли не главную роль он отводил в них умелой подаче своих картин. Видя таковую и в создании особой атмосферы в залах (стены, а часто и окна в них были затянуты специальной тканью, везде стояли экзотические цветы, играла музыка), и в рамах. Он сам придумывал их. А потом оплачивал изготовление и доставку. И возил с собой по тем городам и странам, где выставлялись его полотна. Сын художника вспоминал, что при переезде одной выставки из Парижа в Петербург ящики с картинами в рамах «заняли четыре железнодорожные платформы».
Стоило того! Глядя сейчас на полотна гениального живописца (а в том, что Верещагин был таковым, сомнений нет, это признавал даже его коллега Илья Репин, сам несомненный гений), невозможно не восхищаться их обрамлением. Массивные, нарядно декорированные, покрытые сусальным золотом, с включенными в них надписями, рамы эти действительно впечатляют!
Ещё он был собирателем. Увлекшись Русским Севером, объехав его большие и малые населенные пункты, вернулся домой с богатой коллекцией старинных нательных крестов, серег, расписного печного кафеля, вышивки. А ещё привез народные женские головные уборы, пуговицы, иконы, рукописи. Многое из этого собрания было передано потом в Русский музей. Часть его можно увидеть на нынешнем вернисаже.
Это традиция выставок Русского музея: представить мастера, так сказать, во всей красе, познакомив не только с его работами, но и с ним самим.
Между тем
Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» открылся 27 января в Севастополе на базе Центральной городской библиотеки имени Л.Н.Толстого. Он стал уже вторым в Севастополе (после местного филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова) и третьим в Крыму. Библиотека города русских моряков славится богатым книжным фондом, а также доступностью к современным информационным ресурсам. Она – одна из самых посещаемых на полуострове, за год здесь бывает до 15 тысяч читателей. В свою очередь, медиатека музейного проекта насчитывает более 500 мультимедийных программ, фильмов и игр, созданных на основе произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания хранилища. Всё это позволит сделать доступной коллекцию Русского музея для более широкой аудитории.
Ещё один виртуальный филиал музей открыл в апреле в Португалии, в колледже искусств Университета города Коимбра, который входит в тройку лучших вузов португалоязычных государств.